Президент "Роснефти" Сергей Богданчиков хочет участвовать в IPO, чтобы стать совладельцем компании "Роснефть". Да, я точно буду покупать акции "Роснефти", если совет директоров разрешит", - рассказал он "Ведомостям", добавив, что готов потратить на это примерно 30% всех сбережений. "Я рассматриваю это как долговременную инвестицию… Я не потрачу все деньги, но 30% - довольно много, если учесть, что у меня есть семья, сыновья", - рассказывает С.Богданчиков. Оценить состояние С.Богданчикова сложно. Сам он об этом говорить не желает, а в списки богатейших людей, составленные журналами Forbes и "Финанс", не входит. Польский журнал Wprost в 2005 г. приписывал ему 700 млн долл.
Менеджеры обязаны раскрывать свою долю в компании. У менеджеров "Газпрома" 0.02% монополии, из которых у предправления Алексея Миллера - 0.00000027%, у менеджеров РАО "ЕЭС России" - 0.002%, предправления Анатолия Чубайса - 0.00195%.
С.Богданчиков уже был совладельцем компании, которой руководил, - "дочки" "Роснефти" "Сахалинморнефтегаза". "У меня был довольно приличный пакет , который я получил при первичной приватизации, - рассказывает он. - Это был 1994 год, тогда для топ-менеджеров при приватизации полагалось 5%… Я купил больше 1% - меньше 1 долл. за акцию". По его словам, в 1997 г. он продал часть пакета, когда цена поднялась до 10-12 долл. за акцию, оставшиеся бумаги он продал по 5-7 долл. до дефолта 1998 г.: "Они начали дешеветь, и я боялся, что совсем потеряю". С тех пор, по словам С. Богданчикова, у него нет и акций "дочек" "Роснефти". Он вкладывает деньги в акции других российских компаний (назвать их он отказался), но это не основной заработок. Собственного бизнеса, по словам С. Богданчикова, у него нет: "Когда им заниматься?"
Намерение С.Богданчикова купить акции на IPO - хороший сигнал для рынка, считает управляющий директор "Центринвеста" Дэн Раппопорт, это значит, что он будет относиться к миноритариям так же, как и к себе. Как правило, менеджеры не покупают акции через биржу, а получают их благодаря опционам. В конце 2005 г. в "Роснефти" обсуждалась идея направить порядка 2% на опционы сотрудникам. По словам С.Богданчикова, в итоге "менеджеры решили не инициировать такую операцию в ходе IPO". Сотрудники "Роснефти" смогут приобрести акции в ходе размещения на общих условиях, руководство - с разрешения совета директоров.
Готовясь к размещению, чиновники и представители "Роснефти" высказывали много идей, в том числе продажи крупного пакета стратегическому инвестору. Но С.Богданчиков предлагает "стратегам" становиться в общую очередь. "Если кто-то из мейджоров или крупных компаний Юго-Восточной Азии (интерес высказывали индийская ONGC и китайские CNPC и Sinopec) захочет купить - пусть покупает в ходе IPO, - говорит он. - Такая возможность у них остается. Они могут купить акции, но на общих условиях". Если спрос превысит предложение, "Роснефтегаз" и "Роснефть" смогут выбирать, кому и сколько продать. "Наша (менеджеров) позиция заключается в следующем: больше 1.5-2% акций в одни руки не давать", - заявил С.Богданчиков. Он считает, что "Роснефти" не нужен стратегический инвестор "в том классическом понимании этого слова", так как "Роснефть" уже сама по себе крупная компания "и многое может". А среди стратегических инвесторов "нет ни одной компании, которая развивалась бы такими же темпами, как и "Роснефть", прирост добычи которой превышает 7% в год.
"Стратег" может попытаться диктовать условия менеджменту "Роснефти", объясняет эту позицию Д.Раппопорт. А если "стратеги" все-таки захотят увеличить долю, это будет иметь положительный эффект: они будут скупать акции на вторичном рынке, и это поднимет цену акций.
Точный размер пакета акций "Роснефти", который будет предложен инвесторам, до сих пор не назван - параметры IPO утвердят советы директоров "Роснефти" и "Роснефтегаза" 23 июня. С.Богданчиков считает, что после IPO у государства останется более 75% акций компании. А после того как компания перейдет на единую акцию со своими "дочками" в октябре, государству будет принадлежать больше 50%, добавляет он. Сама компания может разместить до 400 млн дополнительных акций (4.4% уставного капитала).
Минимальная цена, за которую государство может продать "Роснефть", - 45 млрд долл. или около того. Если исходить из предположения С.Богданчикова, что при IPO государство не расстанется более чем с 25% минус 1 акция "Роснефти". Ведь известно, что "Роснефтегазу" нужно привлечь около 9 млрд долл.- чтобы погасить кредит западных банков с процентами (около 8 млрд долл.) и заплатить налоги (около 1 млрд долл.). Сам "Роснефтегаз" будет продавать примерно 20% акций (еще 4.4% разместит сама "Роснефть").
При оценке компании в 45 млрд долл. за акциями "Роснефти" выстроились бы очереди, считает Д.Раппопорт. Начальник аналитического отдела "Брокеркредитсервиса" Максим Шеин будет рекомендовать клиентам покупать бумаги на IPO, если они будут размещаться исходя из цены 50 млрд долл. и ниже за всю "Роснефть". Аналитики банков - организаторов IPO посчитали справедливой стоимость компании в 63-120 млрд долл.
"Роснефти" придется размещать акции на падающем рынке. 6 мая индекс РТС взлетел до исторического максимума в 1765 пунктов, "Газпром" в тот день стоил 303 млрд долл, "Лукойл" - 80.6 млрд долл. Вчера индекс РТС составил 1344 пункта, капитализация "Газпрома" - 222 млрд долл, "Лукойла" - 58.8 млрд долл. Это не самое удачное время для размещения, говорит М.Шеин. С.Богданчиков не считает нужным откладывать IPO, ведь ни один фундаментальный показатель ни в стране, ни в компании не ухудшился. Но компания уже задумывается о будущей капитализации. "IPO - это только одномоментный акт. Вот он произошел - и все, через две недели, в лучшем случае - через три месяца все забудут, что оно было, а дальше все будут смотреть на капитализацию", - объясняет С.Богданчиков. В среднесрочной перспективе он хочет довести стоимость "Роснефти" до 150-200 млрд долл. К началу июля "Роснефть" подготовит программу роста капитализации, обещает он.
Часть средств от продажи 400 млн своих акций "Роснефть" направит, по словам С.Богданчикова, на проекты в области добычи и переработки нефти: "Мы запасы приобретаем и наращиваем, потому что это важнейшая составная часть капитализации настоящей и будущей". Таких проектов у компании около 23. За прошлый год доказанные запасы нефти и газа "Роснефти" выросли на 18% до 18.9 млрд баррелей нефтяного эквивалента, больше в России только у "Лукойла" - 20.3 млрд баррелей. По совокупности доказанных, вероятных, возможных запасов нефти и газа перегнали "Лукойл", хвастается С.Богданчиков.
Порой "Роснефть" скупает новые лицензии, предлагая цену в 100 раз выше стартовой, как считают конкуренты - переплачивая. "Это позиция проигравших. Вот они проигрывают и начинают кричать: "А вы переплатили", - убежден С.Богданчиков. "Так же было с "Северной нефтью", вспоминает он. - "Роснефть" ее купила в начале 2003 г. за 600 млн долл.". "Переплатили? - спрашивает СБогданчиков. - Она сейчас 2.3 млрд долл. стоит по самым скромным оценкам. Найдите такой заработок за три года!"
Напомним, что "Роснефть" на 100% принадлежит госпредприятию "Роснефтегаз". В 2005 г. добыла 74.6 млн т нефти. Выручка по US GAAP в 2005 г. - 23.95 млрд долл., чистая прибыль - 4.2 млрд долл. Акции компании в середине июля будут размещаться на российских и Лондонской фондовой биржах (LSE), а также продаваться населению через отделения "Сбербанка" и других банков. Точный размер размещаемого пакета не определен. Часть средств от IPO пойдет на погашение долгов "Роснефти", которые на конец марта превышали 11.6 млрд долл. По словам С.Богданчикова, в 2004 г. соотношение собственных и заемных средств у "Роснефти" составляло 79%, сейчас - почти 53% и компания стремится снизить этот показатель до 30%.
Комментарии отключены.