ConocoPhillips до конца 2006 г. направит до 3 млрд долл. для приобретения 3% акций ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" и увеличения своей доли в российской компании до 20%. Об этом председатель ConocoPhillips Джеймс Малва сообщил в интервью "Ведомостям".
Напомним, что американская ConocoPhillips решила закрепиться в России, купив в 2004 г. небольшой пакет акций в "ЛУКОЙЛе", крупнейшей нефтяной компании страны. Хотя портфельные инвестиции не самый популярный среди нефтяников способ использования свободных средств, президент ConocoPhillips Джеймс Малва полагает, что эта покупка - залог стратегического альянса 2-х компаний, который позволит им развивать совместные проекты.
Пока что ConocoPhillips сосредоточилась на увеличении своей доли в "ЛУКОЙЛе". По словам Д.Малвы, "на протяжении многих лет Россия вела себя как очень надежный партнер, на которого можно положиться в вопросе поставок энергоресурсов, включая газ и нефть. Если бы мы думали иначе, мы бы не инвестировали около 6 млрд долл. в страну, в том числе через наше сотрудничество с "ЛУКОЙЛом".
На вопрос "как он сейчас оценивает собственный проект по покупке доли в "ЛУКОЙЛе", председатель американской компании ответил:
- Мы выбрали друг друга. "ЛУКОЙЛ" выбрал Conoco, а мы - "ЛУКОЙЛ". Задача "ЛУКОЙЛа" состояла в том, чтобы стать более международной компанией, а не просто российской компанией. Одним из способов достижения этой цели для "ЛУКОЙЛа" стало стратегическое партнерство с ConocoPhillips. Со своей стороны мы всегда уважали "ЛУКОЙЛ" как одну из самых успешных российских компаний с большими запасами нефти и газа. Мы хотели участвовать в разработке этих ресурсов в России. Лучший способ подобного участия, на наш взгляд, заключался в налаживании сотрудничества с "ЛУКОЙЛом". Мы дополнили друг друга. Кроме того, у ConocoPhillips есть большой плюс в виде технологий, финансовых и человеческих ресурсов.
- Многие нефтяные компании предпочитают входить в конкретные проекты, а не покупать небольшие доли в других нефтяных компаниях, превращаясь в своего рода финансового инвестора. Почему вы выбрали именно такую тактику?
- ConocoPhillips была в России на протяжении многих лет. У нас есть конкретные проекты. Например, совместное предприятие "Полярное сияние" с "Роснефтью". Напомним, что это СП занимается освоением 4-х нефтяных месторождений в Ненецком автономном округе и добывает более 1 млн т нефти в год; ConocoPhillips принадлежит 50% в СП.
С "ЛУКОЙЛом" мы развиваем проекты в Тимано-Печорской нефтегазовой провинции. Доля в компании дает нам возможность совместной работы.
- Президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов в одном из интервью рассказывал, что условием сотрудничества стал запрет на владение ConocoPhillips долей больше 20%. Почему именно такая доля?
- Такая доля дает нам возможность участвовать в деятельности компании, а с другой стороны, позволила "ЛУКОЙЛу" иметь стратегического партнера без чрезмерного участия. Также это соответствует национальным интересам России в целом.
- Какова доля ConocоPhillips в "ЛУКОЙЛе" сейчас?
- На конец прошлого года она была 16%. Я могу сказать, что сейчас мы приближаемся к 17%. А до конца года мы хотим увеличить ее до 20%.
- Каким образом осуществлялась столь масштабная скупка акций? В интересах компании действовал один крупный брокер или же заказ был разбит на мелкие части и распределен между несколькими инвестиционными компаниями?
- Это была каждодневная работа, мы планомерно и спокойно скупали акции "ЛУКОЙЛа". Каждый квартал мы выполняли свою цель по выкупу определенного количества акций. Каждый день мы покупали скромную долю. Котировки акций компании росли, но не только из-за нас. Это результат деятельности "ЛУКОЙЛа" и его сильных позиций на российском фондовом рынке. Я не могу раскрыть механизм покупки.
- А сколько денег вы уже потратили на скупку?
- Я не могу назвать точную цифру. Но наши общие инвестиции в Россию, включая покупку акций, как я уже говорил, составили 6 млрд долл. Я думаю, что на увеличение нашей доли до конца 2006 г. будет потрачено еще 2.5-3 млрд долл.
- Какие еще проекты в России вы планируете?
- Мы не подписывали соглашения об эксклюзивности. У "ЛУКОЙЛа" есть проекты с другими российскими и международными компаниями. И Сonoco поступает так же. Мы работаем вместе с "ЛУКОЙЛом" в Тимано-Печоре, сотрудничаем в отношении проекта освоения месторождения Западная Курна в Ираке, на которое необходимо подтвердить права. Каждые 4-6 недель я встречаюсь с президентом "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым. Мы постоянно обсуждаем новые возможности в России и за ее пределами. В этом помогает работа наших менеджеров как в Москве, так и в Хьюстоне. Но, кроме того, мы претендуем на разработку Штокмановского месторождения в партнерстве с "Газпромом". Мы сделали очень выгодное предложение и надеемся стать участником этого проекта, хотя о решении Газпрома, кто из 5-ти иностранных участников тендера станет его партнером будет известно не раньше апреля. Я уже упоминал нашу работу с "Роснефтью" на небольших месторождениях.
- На какую долю вы рассчитываете в Штокмановском проекте?
- Мы рассчитываем на значительную долю. Но точную цифру я назвать не могу. И с финансовой, и с технологической точки зрения Штокман - очень амбициозный проект. Для нас он приоритетный. Но право выбрать достойного остается за "Газпромом".
- Сколько могут составить инвестиции?
- 1-й этап включает в себя и расходы на создание инфраструктуры. Это будет двузначная цифра в миллиардах долларах. Точнее все станет ясно после того, как определятся партнеры.
- Как вы относитесь к введению ограничений на участие иностранных компаний в разработке крупных нефтяных месторождений в России?
- Да, мы знаем об этом. Я не вижу в этом проблемы. Мы и сейчас инвестируем вместе с российскими компаниями. Нас абсолютно устраивает наше сотрудничество с "ЛУКОЙЛом", "Роснефтью", возможный проект с "Газпромом".
- А у вас есть другие проекты с "Газпромом" и "Роснефтью"?
- Разумеется, у нас идут переговоры. Но по причинам конфиденциальности, а также из-за конкуренции я не могу сейчас об этом говорить.
- Интересует ли вас "Роснефть", ведь правительство не исключает возможности продажи акций стратегическому зарубежному инвестору?
- Сейчас сложно сказать, что именно будет предложено. Но я не думаю, что мы будем покупать стратегическую долю еще в одной российской компании.
- Рассматриваете ли вы проекты освоения месторождений в Восточной Сибири в связи с перспективами строительства нефтепровода к портам Тихого океана?
- Как и другие компании, мы смотрим на перспективы, которые открываются в случае строительства этого трубопровода, и ведем предварительные переговоры с рядом потенциальных партнеров. Но пока трубопровода нет, о чем-то конкретном говорить рано.
- Волна слияний и поглощений в нефтяной отрасли продолжается. Вы, например, покупаете Burlington Resources в США. Как вы считаете, есть ли у Conoco перспективы остаться независимой, получаете ли вы предложения о поглощениях от конкурентов?
- Нам нравится компания в том виде, в каком мы ее видим сегодня. У нас большие возможности для органического роста. Это требует от нас ежегодных инвестиций в размере более 15 млрд долл. в год. И мы не видим необходимости сейчас с кем-либо сливаться".
Напомним, что ConocoPhillips - американская нефтяная компания, созданная в 2002 г. путем слияния Conoco (основана в 1875 г.) и Phillips Petroleum (основана в 1905 г.). Штаб-квартира расположена в Хьюстоне, штат Техас (США). Добыча нефти в 2005 г. составила 907 тыс. баррелей в сутки (в 2004 г. - 905 тыс. баррелей в сутки). В 40 странах мира в компании работает около 35.6 тыс. человек. Выручка в 2005 г. составила 183.4 млрд долл. (в 2004 г. - 136.9 млрд долл.), чистая прибыль - 13.5 млрд долл. (8.1 млрд долл). Капитализация на 20 марта 2006 г. - около 85 млрд долл.
Джеймс Малва родился в 1946 г. в г. Ошкоше (штат Висконсин, США). В 1969 г. получил диплом MBA в Университете Техаса. Сразу после окончания учебы поступил на военную службу в Военно-морской флот США. В 1973 г. начал работать в Phillips Petroleum Company ассистентом казначея, в 1976 г. стал менеджером по валютным операциям и инвестициям, в 1980 г. - вице-президентом и казначеем по Европе и Африке, в 1984 г. - менеджером корпоративного планирования, в 1986 г. - казначеем, в 1988 г. - вице-президентом и казначеем, в 1990 г. - финансовым директором, в 1994 г. - президентом и операционным директором, в 1999 г. - председателем совета директоров и генеральным директором. В 2002 г. после объединения Phillips Petroleum с компанией Conoco стал президентом и гендиректором ConocoPhillips, а с 2004 г. - председателем совета директоров и гендиректором.
Комментарии отключены.