Большие займы и увлечение кредитованием покупателей - причина проблем "ИжАвто" - СП РФ

ВН.РЕД.: Добавлен комментарий представителя "ИжАвто" после седьмого абзаца.

МОСКВА/САМАРА, 3 авг - РИА Новости. ОАО "ИжАвто", входящее в пятерку крупнейших производителей легковых автомобилей в России, проводило нерациональную финансовую политику, зря отвлекая средства на кредитование покупателей, говорится в сообщении Счетной палаты РФ.

"Неудовлетворительное положение ОАО "ИжАвто" объясняется как внутренними, так и внешними причинами. В числе внутренних причин можно отметить нерациональную финансовую политику предприятия, в результате которой значительные средства отвлекались из оборота, в том числе на кредитование покупателей", - сказано в пресс-релизе.

При этом основной причиной финансовой неустойчивости предприятия, по мнению аудиторов СП, стала "высокая доля заемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности".

Аудиторы СП проверяли эффективность использования "ИжАвто" таможенных льгот, предоставленных при "промышленной сборке" автомобилей, результатов технического переоснащения, произведенного под гарантии РФ, а также наличия признаков преднамеренного банкротства предприятия.

СП отмечает, что баланс "ИжАвто" в 2007, 2008 годах и первом квартале 2009 года имел неудовлетворительную структуру, "что свидетельствовало о неплатежеспособности предприятия". Начиная с третьего квартала 2008 года, деятельность компании была убыточной. В целом за 2008 год убыток составил 908,1 миллиона рублей, за первый квартал 2009 года он увеличился до 1,3 миллиарда рублей, говорится в сообщении.

"ИжАвто" не был обеспечен действенный контроль погашения контрагентами своих платежных обязательств, в результате чего просрочка платежей по отдельным договорам составляла до 20 месяцев. К числу внешних причин можно отнести уязвимость "промышленной сборки", недостаточный анализ ее экономических характеристик, отсутствие поддержки со стороны бывших владельцев акций предприятия, сказано в пресс-релизе.

С конца 2008 года начались простои части работников в ОАО "ИжАвто", а в мае 2009 года остановлено основное производство и объявлено о сокращении штатной численности. По состоянию на 19 июня 2009 года по соглашению сторон уволено 1773 работника, отмечается в сообщении.

Как рассказал РИА Новости источник на "ИжАвто", близкий к руководству предприятия, "проверка Счетной палаты действительно проводилась, но она не закончена, и об окончательных выводах говорить еще преждевременно".

"Самое главное, что выводов о том, что на "ИжАвто" есть якобы преднамеренное банкротство - нет. Сложная ситуация, в которой оказалось "ИжАвто" объясняется совокупностью факторов, часть из которых - кредитование, невозврат средств от контрагентов, но это проблема общая и решается в судебном порядке, и на это требуется несколько месяцев. Кроме того, согласен, тяжелое положение "ИжАвто" объясняется тем, что велика доля заемных средств, однако и это общая проблема всей экономики, начиная от "АвтоВАЗа" и заканчивая "Норникелем", "Русалом" и так далее", - сказал собеседник агентства.

Между тем, по его словам, немаловажным фактором в ухудшении положения ижевского автопроизводителя стал отказ "АвтоВАЗа" от покупки предприятия.

"Ижевский автозавод всегда рассматривался как продолжение "АвтоВАЗа". Во второй половине 2007 года началось обсуждение возможной продажи "ИжАвто" ОАО "АвтоВАЗ", а в начале 2008 года автогигант официально заявил о готовности купить "ИжАвто". В связи с этим "ИжАвто" взял курс на сворачивание отношений с КIА Motors, в то время как корейцы собиралась эти отношения развивать. KIA Motors, в частности, сделал предложение о начале сборки на "ИжАвто" еще двух новых моделей KIA, одной из них была KIA Serato", - сказал представитель завода.

Однако "ИжАвто" от этого был вынужден отказаться, так как "АвтоВАЗ" ясно дал понять, что сотрудничество с KIA его не интересует. Таким образом, "ИжАвто" свернул свое сотрудничество, подготовил завод к продаже, а "АвтоВАЗ" от покупки отказался, плюс к этому из-за роста курса валюты произошло удорожание стоимости машинокомплектов, которые привозились из Кореи, добавил он.

"ОАО "ИжАвто" также, по непонятным причинам, и это отмечал Сергей Степашин во время своего визита на завод, не попал в список градообразующих предприятий, которым будет оказана помощь из федерального бюджета. Завод обращался за помощью всего лишь в реструктуризации облигационного займа на два миллиарда, в ноябре. Помощь не была оказана и инвесторы на фоне общей сложной ситуации поспешили забрать все свои деньги. С этого и начались проблемы на "ИжАвто", - отметил собеседник агентства.

По его словам, спасти "ИжАвто" в нынешней ситуации может реализация антикризисной программы, которая предусматривает проведение переговоров с компанией KIA о снижении стоимости сборочных комплектов и переходе на новые условия сотрудничества, реструктуризацию кредитного портфеля ОАО "ИжАвто", привлечение финансирования в объеме трех миллиардов рублей Сбербанке на погашение облигационного капитала и кредиторской задолженности, а также проведение переговоров с альянсом Renault-Nissan.

"После реструктуризации задолженности ОАО "ИжАвто" становится привлекательным для альянса Renault-Nissan. В случае организации "промышленной сборки" автомобилей Renault и Nissan банк-акционер сможет вернуть денежные средства за счет продажи акций завода по рыночной стоимости.

"Основным условием реализации этого варианта является переход ОАО "ИжАвто" под контроль государственной корпорации "Ростехнологии"", - сказал источник на ижевском автозаводе, уточнив, что Счетная палата направила запрос в ГК "Ростехнологии", однако по состоянию на момент проверки ответ не получен.

"ИжАвто" выпускает автомобили Иж-27175, ВАЗ-2104, собирает машины Kia Spectra и Kia Sorento. Мощность завода составляет 220 тысяч автомобилей в год. По данным Минпромторга РФ, в первом полугодии 2009 года "ИжАвто" по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократило выпуск легковых автомобилей почти на 70%, грузовых на 31%.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.