МОСКВА, 7 июл - РИА Новости. Изменения в структуре владения оператора газотранспортной системы Украины, которые могут произойти после принятия соответствующего закона, не повлияют на транзит российского газа в Европу через украинскую территорию, считает большинство опрошенных РИА Новости аналитиков. Юридическое лицо, которое управляет ГТС, вряд ли будет меняться, что означает сохранение в силе всех ранее подписанных контрактов.
Парламент Украины в пятницу принял в первом чтении закон, который разрешает правительству создать оператора газотранспортной системы страны, в котором до 49% смогут получить инвесторы из США и ЕС. Такое решение на заседании Верховной рады поддержали 229 парламентариев при необходимом минимуме в 226 голосов. При этом в четверг, 3 июля, Раде не хватило голосов для принятия данного законопроекта, документ был отклонен.
Как впоследствии заявил глава госконцерна "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев, европейские компании проявили интерес к возможным инвестициям в ГТС страны, однако до принятия соответствующего закона не хотели что-либо предпринимать.
"Мне представляется, что это понятная попытка Украины как-то сохранить свою роль как страны-транзитера газа для поставок в Европу", - сказал аналитик Sberbank Investment Research Валерий Нестеров.
НОВАЯ МЕТЛА МЕТЕТ ПО-СТАРОМУ
"Соблюдать ранее достигнутые договоренности будет в интересах нового владельца ГТС, ведь в противном случае его репутация серьезно пострадает, а Россия сможет подать соответствующие судебные иски и с большой долей вероятности выиграет их", - полагает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.
По мнению эксперта, не исключено, что новые управляющие оператора украинской ГТС могут предложить России пересмотреть условия транзита. "Этот вопрос придется согласовывать с потребителями российского газа в Европе, ведь в случае пересмотра условий транзита, вероятнее всего цена российского газа вырастет, что вряд ли им понравится", - добавил аналитик.
"Без участия "Газпрома" вообще трудно представить себе нормальное функционирование такой газотранспортной структуры, где поставщик газа не заинтересован - ни по политическим, ни (после завершения строительства "Южного потока") по экономическим причинам - в поставках газа по этому маршруту", - отметил Нестеров.
Содиректор аналитического департамента "Инвесткафе" Григорий Бирг также полагает, что решать подобный вопрос без привлечения России, которая поставляет газ в трубопроводы, неприемлемо. "От этого зависит рентабельность предполагаемых инвестиций в ГТС", - отметил он.
КОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
Баранов из УК "Финам Менеджмент" предполагает, что претендентами на украинскую ГТС могут быть профильные инвесторы, то есть компании, работающие в нефтегазовой сфере, строящие и управляющие газопроводами и нефтепроводами, инвесторы, которые ранее не работали в данном бизнесе, но которым он интересен, а также сами европейские государства в лице уполномоченных органов.
Кроме того, Бирг из "Инвесткафе" предположил, что инвестиции в ГТС Украины могут быть интересны энергетическим компаниям Европы, которые рассчитывают на то, что в дальнейшем Украина будет получать газ из Европы реверсом в значительном объеме.
При этом Нестеров из Sberbank Investment Research сомневается, что общий интерес со стороны западных компаний будет существенным. "Во-первых, это потребует взять на себя большие риски. В последние дни мы видим сообщения официальных лиц Италии, Венгрии, которые поддерживают "Южный поток". Уже практически все потребители заинтересованы в строительстве "Южного потока". Когда он будет построен, поставки газа через Украину могут быть сведены к нулю", - сказал эксперт.
Кроме того, по словам Нестерова, получать неконтролирующую долю западным компаниям вряд ли будет интересно. "Большая разница - иметь 51% и 49%. Мне кажется, что основные партнеры "Газпрома" на это вряд ли пойдут, такие как Eni, GDF - европейские компании, с которыми "Газпром" давно сотрудничает", - добавил Нестеров. Что касается американских компаний, такие как Chevron и ExxonMobil, они не участники европейского рынка, и их роль незначительна на газовом рынке Европы, добавил эксперт.
Важным также является тот факт, что в газотранспортную систему Украины нужно вкладывать много денег, для того чтобы ее модернизировать. В связи с этим вряд ли стоит ожидать, что только украинская сторона будет диктовать условия. "Так как страна нуждается в средствах, то очевидно, что свои условия могут выдвигать и покупатели, то есть чтобы сделка состоялась, сторонам придется прийти к компромиссу", - сказал Баранов.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.