Госкорпорации не смогли показать свою эффективность, но могут быть полезны - эксперты

МОСКВА, 28 окт - РИА Новости. Российские государственные корпорации не смогли продемонстрировать свою эффективность, однако такие структуры могут быть полезны, например, при использовании их для развития инфраструктуры, инновационного бизнеса или решения антикризисных задач, считают эксперты, принявшие участие в конференции "Госкорпорации в России: есть претензии к форме, но не содержанию", говорится в сообщении инвестиционного холдинга "Финам".

В начале августа президент РФ Дмитрий Медведев поручил Генпрокуратуре РФ и своему контрольному управлению проверить направления и эффективность использования финансовых ресурсов, переданных госкорпорациям. После этого эксперты заговорили о перспективах преобразования госкорпораций в другие формы юрлиц с потерей специальных статусов и особых привилегий.

Эксперты разошлись в своих оценках необходимости государственных корпораций для экономики, сообщает "Финам".

Так, профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова уверена, что такие структуры не могут быть эффективны в принципе.

"Если даже в рамках корпоративного управления частными компаниями существуют значительные проблемы создать правильные стимулы у менеджеров, то в рамках государственных корпораций добиться принятия эффективных управленческих решений еще сложнее, да и само государство заведомо худший собственник", - сказала Волчкова.

По ее мнению, дополнительные проблемы с экономической эффективностью возникают из-за негативного эффекта воздействия госкорпораций на рыночную среду в соответствующей отрасли в целом из-за "наличия у них административного ресурса многие эффективные инвесторы предпочтут не входить на этот рынок".

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что государственные корпорации могут быть социально полезны и не должны стремиться к получению прибыли.

"Для задачи использования дохода на благо общества больше подходит общественная, то есть государственная собственность. Наконец, инфраструктурные компании не должны стремиться к прибыли, их прибыль - огромный убыток для всего общества, что заставляет делать их некоммерческими структурами (как публичные корпорации в Англии). Наши госкорпорации попытались скопировать с английских публичных, но вывод их из-под контроля в целях защиты от административного произвола превратил их в инструменты коррупции, а не модернизации", - заявил Михаил Делягин.

Генеральный директор "2К Аудит - деловые консультации" Тамара Касьянова предполагает, что для России будет достаточно сохранить всего несколько государственных корпораций. "На мой взгляд, Роснано, Олимпстрой - это госкорпорации, которые должны быть и должны ими оставаться, они созданы на определенный срок и для выполнения конкретных задач", - сказала Касьянова.

Эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская рассматривает государственные корпорации как инструмент создания инновационной экономики.

Она считает, что основная идея создания госкорпораций - это старт развития какого-то определенного направления, с участием государственного капитала с перспективой привлечения (или даже полного перехода) частного капитала и при этом, очень важно, эффективным управлением, которое в рамках просто "бюджетных расходов" затруднительно, то есть это вывод важных для страны проектов из бюджетной схемы в бизнес.

По мнению главного экономиста УК "Финам Менеджмент" Александра Осина, если государство перестанет поддерживать инвестиционный сегмент долгосрочных реальных вложений, его восстановление, как показывает имеющийся опыт, будет проходить более сложно и займет больше времени, если вообще станет возможным.

Госкорпорации в РФ работают в сферах машиностроения ("Ростехнологии"), атомной энергетики ("Росатом"), нанотехнологий ("Роснано"), жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ), финансового рынка (ВЭБ, АСВ) и предолимпийской стройки ("Олимпстрой").

Кроме того, компании, напоминающие по своим функциям госкорпорации, созданы государством в сфере авиа- (ОАК) и судостроения (ОСК), а также автодорожного хозяйства ("Росавтодор").

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.