ИНТЕРВЬЮ: Дефицит инвестиций привел к нехватке "компаний-единорогов" в РФ – ВЭБ

МОСКВА, 29 мар - РИА Новости/Прайм. В России в настоящее время наблюдается нехватка "компаний-единорогов" из-за дефицита долгосрочных инвестиций и слабого спроса крупного бизнеса на инновации, рассказал в интервью РИА Новости первый заместитель председателя Внешэкономбанка Николай Цехомский.

"Компания-единорог" - это быстрорастущая технологическая непубличная компания с капитализацией свыше одного миллиарда долларов​​​.

По данным CB Insigts, с 2013 по 2017 год в мире появились 214 "единорогов". С 2016 по 2017 год их ряды пополнили компании преимущественно из США и Китая. При этом российских компаний среди них не было.

Согласно данным исследования Российской ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ) и Венчурного инвестиционного фонда, выпущенным 22 марта, капитализация венчурных фондов в РФ в 2017 году впервые за пять лет продемонстрировала положительную динамику и увеличилась на 8%, или на 290 миллионов долларов, до 4 миллиардов долларов. Количество фондов венчурного капитала в 2017 году выросло на 10%, до 194 штук.

ВОПРОС ИНВЕСТИЦИЙ

"Название "единорог" очень хорошо подходит для описания бизнес-проектов, которые словно в сказке проходят путь от идеи к поистине фантастическим показателям стоимости всего за несколько лет. К сожалению, в нашей стране эти звери приживаются пока не очень хорошо", - рассказал Цехомский.

По его словам, за последние несколько лет в РФ произошел ряд качественных изменений в сфере развития и поддержки инноваций. В результате активными темпами создается экосистема инновационной экономики, технологическое предпринимательство, крупные корпорации начинают обращать внимание на стартапы, создаются акселераторы, растет количество венчурных фондов. Помимо этого, действуют государственные институты развития, запускаются госпрограммы поддержки и развития инноваций, проводятся конкурсы, а также развертывается Национальная технологическая инициатива.

"Но этого недостаточно. Ключевую роль здесь играют инвестиционные ресурсы, а именно долгосрочные инвестиции, дефицит которых наблюдается в настоящее время. Прежде всего, речь идет о средствах институциональных инвесторов, которые в зарубежном инновационном секторе занимают существенную долю", - считает он.

"В России, к сожалению, спрос на инновации со стороны крупного бизнеса все еще невелик. Российских "единорогов" пока ничтожно мало. Безусловно, самые яркие примеры - это Avito, Telegram", - указал Цехомский. Он отметил, что в перспективе "единорогами" могут стать такие компании, как Ozon Group, ivi.ru, Doc+, 2GIS, Ostrovok.ru.

По словам Цехомского, без инновационного развития невозможно встроиться в мировую экономику, понимая это, государство усиливает свое участие в развитии инноваций.

"Сегодня государство играет ключевую роль в инновационной повестке. Это ожидаемое поведение с учетом того, что рынок недостаточно развит. Государство участвует в развитии инноваций разными формами, например, в рамках деятельности РВК, РФПИ. Для того, чтобы возникла полноценная экосистема, президент РФ ставит задачу формирования спроса на инновации внутри крупных компаний, в том числе госкорпораций", - отметил он.

"При этом мы понимаем, что на следующем этапе роль государственных финансовых институтов - это роль акселератора рынков прямых и венчурных инвестиций. Мы будем стремиться, чтобы на каждый рубль, который российские институты развития вкладывают в экономику России, мы могли привлечь внешние инвестиции", - продолжает первый зампред ВЭБа.

По его словам, ВЭБ эту задачу сегодня поступательно решает. "Мы адаптируем свою стратегию с учетом реалий, ведь с рынка ушли такие игроки, как Европейский банк реконструкции и развития, и этот вакуум ощущается", - сказал Цехомский.

"Не стоит недооценивать его (государства - ред.) роль. Вполне возможно, что о проекте Tesla мир так и не узнал бы, если бы американское правительство не выдало Илону Маску низкопроцентный займ в размере 465 миллионов долларов. За первые годы существования Кремниевой долины компании, создаваемые выпускниками Стэнфордского университета, зачастую работали по государственным контрактам", - отметил он.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

"Статистика говорит о том, что более половины "единорогов" - американские компании. Это неудивительно, поскольку на данный момент более 50% рынка венчурных инвестиций приходится на США. В этой стране 80% венчурного капитала идет от независимых фондов, акселераторы создаются исключительно на базе крупных компаний. Эта структура экосистемы позволяет корпорациям расти, создавая новые технологии", - рассказал первый зампред ВЭБа.

По словам Цехомского, возможности и полномочия зарубежных private equity фондов инвестировать в рискованные активы (стартапы) являются более широкими и гибкими, чем в России.

"Они активно ищут возможности для инвестиций в свежие идеи и проекты. ... Компании Google, Facebook, Amazon агрессивно скупают новые стартапы на ранних этапах их деятельности. Является ли это воплощением стратегии, или это просто циничный прием в конкурентной борьбе? Думаю, и то, и другое. Но факт остается фактом – хорошие идеи достаточно легко находят заинтересованных инвесторов. Большинство проектов стараются взять деньги не слишком рано, чтобы дать возможность своему бизнесу развиваться самостоятельно, а не в рамках интересов большого конгломерата", - сказал он.

Еще один недоступный российским стартапам источник средств - пенсионные фонды и страховые компании. "Их мандатом предусмотрено, что сравнительно небольшая доля портфеля может быть вложена в рискованные активы. В масштабах отрасли – это огромные цифры. Например, в США частные пенсионные фонды инвестируют часть средств в private equity, включая венчурный капитал. В наше время зачастую их доля превышает 15% от всех инвестиций", - отметил Цехомский.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.