ПОВТОР - АНАЛИЗ - «Сумма» и FESCO: стоит ли ждать сделки?

МОСКВА, 3 сен - РИА Новости. Сделка по продаже акций FESCO «Промышленных инвесторов» Сергея Генералова, по-видимому, затягивается на неопределенный срок: несмотря на то что с весны 2012 года он ведет переговоры с акционерами группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, к концу лета судьба актива так и не определилась.

Транспортная группа FESCO – крупнейший логистический оператор, в состав группы входят такие активы, как "Трансгарант", "Русская тройка", "Дальрефсервис", ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП), ОАО "Владивостокский контейнерный терминал" и пакет акций "ТрансКонтейнера"  - 23,7%.

Группе "Промышленные инвесторы" Сергея Генералова принадлежит 56% акций FESCO, группе "Сумма" Зиявудина Магомедова - около 15%, ЕБРР - 3,76%, East Capital - около 7%.

«Сумма» должна была купить акции FESCO у Генералова еще в мае, но тогда компания Магомедова заверила рынок, что подписала соглашение с Генераловым и приобретет долю в активе в ближайшее время.

FESCO 30 августа опубликовала консолидированную отчетность, где сообщалось, что 9,1% казначейских акций компании были проданы за 77,9 миллиона долларов.

При этом в отчете есть оговорка, что покупатель акций должен их продать за цену покупки, если до 31 августа не будут реализованы существующие договоренности между двумя сторонами.

Не возникает сомнений в том, что эти купленные акции числятся на балансе у «Суммы» - ранее президент компании Александр Винокуров сообщал, что группа уже выкупила около 15% акций, часть из которых казначейские, и по итогам ряда сделок «Сумма» станет владельцем  70% акций FESCO.

К концу 31 августа, по данным источников на транспортном рынке, «Сумма» еще не перечислила деньги «Промышленным инвесторам» за акции FESCO, таким образом сделка до сих пор не закрыта.  

Источники, близкие к сделке, сообщают агентству «Прайм», что сделка находится в завершающей стадии.

Однако эксперты и аналитики расходятся во мнениях: одни склоняются к тому, что сделка обречена на провал, другие видят в отставании по срокам сделки политическую борьбу, по мнению третьих, рынок зря переживает - команда Магомедова все равно возьмет свое.

ПОЧЕМУ ТАК ДОЛГО?

Группа FESCO продается уже почти полгода, напоминает агентству «Прайм» аналитик Rye, Man & Gor Securities Елена Садовская.

«Я не уверена в том, что «Сумма» купит FESCO. А заявление о том, что эта сделка будет финансироваться из собственных средств, выглядит нереалистично – это не в стиле «Суммы». «Сумма» берет дешевые и длинные деньги, и оставляет долг на той компании, которую покупает», - рассуждает аналитик.

По мнению Садовской, сделка «висит» по двум причинам – по всей видимости, «Сумме» пока не удалось привлечь финансирование по доступной ставке, и вторая причина: конечная цель «Суммы» - консолидация ОАО «ТрансКонтейнер»  - остается под вопросом, поскольку приватизация госдоли, на которую рассчитывает "Сумма", может и не состояться. 

Крупнейшим акционером "ТрансКонтейнера" являются РЖД, владеющие 50% плюс одна акция. FESCO принадлежит 23,7%, ЕБРР - около 9%, доверительному управляющему резервами НПФ "Благосостояние" - 5,2%.

Вокруг дальнейшей приватизации компании развернулась настоящая борьба. РЖД не хочет продавать свою долю, в свою очередь профильные министерства настаивают на дальнейшей приватизации компании.

«Так, «Сумма» сомневается, получится ли у нее консолидировать «ТрансКонтейнер», и, возможно, вообще откажется от планов по покупке. Ведь нет ни денег, ни уверенности в осуществлении своих планов», - считает Садовская.

Теперь, заключает эксперт, компания будет максимально долго держать общественность в неведении, а потом, возможно, и вовсе отменит сделку, если покупка актива не будет интересна ни для консолидации «ТрансКонтейнера», ни для ее дальнейшей перепродажи.

В свою очередь, аналитик Алексей Астапов из «Газпромбанка» считает, что, несмотря на то что ВТБ уже отказался финансировать сделку, а другие банки все еще «молчат», это не означает, что «Сумме» не дадут денег.

Еще одним показательным моментом, говорит Астапов, является то, что FESCO продолжала скупать с рынка акции «ТрансКонтейнера», доведя долю в компании до 23,7%.

«Стратегия, наверное, была такова: параллельно работать над завершением сделки, наращивать долю в «ТрансКонтейнере», в которой Магомедов тоже заинтересован, и подытожить сделку», - говорит аналитик.

К тому же, напоминает Астапов, из компании фактически вышел Кирилл Рубинский – второй человек в компании «Промышленные инвесторы».

«Такие факторы говорят о том, что, скорее всего, сделка будет завершена. Когда ключевые фигуры выходят из компании, можно сделать вывод, что компания все же готовится к продаже», - добавляет он.

Аналитик из Инвесткафе Андрей Пак разделает точку зрения, что FESCO скупала акции «ТрансКонтнейнера» в интересах будущих владельцев, что свидетельствует о том, что сделка будет закрыта.

ДЕНЬГИ И ВЛАСТЬ

Говоря о казначейских акциях, проданных группе «Сумма», Пак говорит, что они были своего рода гарантией, определенным условием, которое пока никак не нарушено.

«Вся отчетность FESCO по итогам полугодия, где сказано о продаже казначейских акций, выглядит довольно странно. Убыток компании за шесть месяцев в 61 миллион долларов формируется одной статьей – убыток от обесценивания основных средств, то есть активов. Что конкретно обесценилось, компания не раскрывает», - говорит аналитик.

Так, аналитик сомневается в том, что чистый убыток компании в полугодие является определяющим фактором - поскольку основные активы компании и флот не обесценились, в целом отчетность выглядит очень привлекательной.

По его мнению, сделка до сих пор не закрылась в связи с тем, что за активом стоит не столько экономический фактор, сколько конфликт интересов. Спор вокруг «ТрансКонтейнера» несколько задерживает ход сделки, считает эксперт.

С одной стороны, рассуждает он, в активе заинтересованы РЖД, и у них есть свои сторонники; с другой, к активу проявляет интерес группа «Сумма», которая обладает не только деньгами, но и поддержкой серьезных политических фигур.

«Между ними могут идти какие-то трения, поскольку и та, и другая команда претендуют на логистический актив», - уточняет аналитик.

НОЧЬЮ СПАТЬ НЕ СТОИТ  

«Сделка может быть закрыта уже сегодня, поэтому рынкам стоит оставить эту ночь без сна и ждать, пока не закончится 31 августа. В том числе, и на зарубежных площадках», - считает глава агентства InfraNews Алексей Безбородов.

Оценивая возможности «Суммы» и настроение FESCO, Безбородов предполагает, что подписание документов – фактически вопрос нескольких дней.

«Хороший тест – присмотреться к гостям АТЭС во Владивостоке на следующей неделе. Если Генералов приедет на форум, значит, у него еще есть интерес на Дальнем Востоке, и он все еще акционер FESCO. В противном случае он распрощался со стратегическим активом», - говорит Безбородов.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.