МОСКВА, 11 фев - РИА Новости. Зарубежные инвесторы демонстрируют растущий интерес к российскому авторынку, который после кризиса может показать неплохой рост - в четверг в ходе визита премьер-министра Владимира Путина в Набережные Челны было объявлено о создании альянса "Соллерса" с итальянским концерном Fiat, сопоставимого по масштабу с "АвтоВАЗом", и увеличении до 15% доли иностранных акционеров в КАМАЗе.
Совместное предприятие с участием итальянцев намерено начать производство через 2-2,5 года и через шесть лет выйти на мощность 500 тысяч пассажирских автомобилей в год. Несмотря на такие глобальные по российским меркам объемы, по мнению опрошенных РИА Новости экспертов, это СП не будет напрямую конкурировать с "АвтоВАЗом", чьим партнером является франко-японский альянс Renault-Nissan.
В свою очередь немецкий Daimler не теряет интерес к КАМАЗу и находится в процессе увеличения своей доли в КАМАЗе с прежних 10% до 11%. При этом у крупнейшего российского производителя грузовиков появится и еще один зарубежный инвестор - ЕБРР, который купит 4%.
ВТОРОЙ ПОСЛЕ "АВТОВАЗА"
Первая радостная новость для российского автопрома, пришедшая в четверг из Набережных Челнов, - подписание меморандума о создании совместного предприятия между "Соллерсом" и Fiat. Это СП обещает стать вторым по величине после "АвтоВАЗа" игроком на российском рынке пассажирских машин.
Его уставный капитал составит 300 миллионов евро. Создано СП будет на паритетных началах: итальянская сторона внесет на 150 миллионов евро технологий, российская - на такую же сумму - завод в Набережных Челнах и производственные мощности Заволжского моторного завода. В рамках проекта в Набережных Челнах создадут технопарк и новые мощности по производству комплектующих.
Разумеется, все это потребует немалых вложений - только на закупку оборудования новое предприятие потратит 1 миллиард евро. А общий объем инвестиций оценивается в 2,4 миллиарда евро.
Без помощи государства здесь не обойтись. Путин пообещал, что власти изучат возможность кредитной поддержки СП в размере 2,1 миллиарда евро, в частности, с участием госбанков.
Один из них - Внешэкономбанк - уже является одним из крупнейших кредиторов "Соллерса". В прошлом году ВЭБ открыл для дочерних предприятий компании две кредитные линии общим объемом 5 миллиардов рублей - на развертывание производства автомобилей на Дальнем Востоке и ускорение локализации Fiat Ducato в ОЭЗ "Алабуга".
Новый кредит "Соллерс-Fiat" хочет привлечь на 15 лет с субсидированной процентной ставкой. Также альянс рассчитывает на правительственный грант в 100 миллионов евро на разработку нового автомобиля класса С.
МОДЕЛИ И СРОКИ
Производство автомобилей в рамках созданного СП начнется через 2-2,5 года, сообщил гендиректор "Соллерса" Вадим Швецов. Сначала в год будут производить до 100 тысяч автомобилей, к 2016 году планируется выйти на проектную мощность в 500 тысяч машин ежегодно.
Линейка продукции СП будет включать девять новых моделей, в том числе, внедорожников и кроссоверов. Будет использована и база Chrysler, который сейчас находится под контролем Fiat. Не менее 10% производимых автомобилей планируется поставлять на экспорт. При этом целевой уровень локализации составит не менее 50%, включая производство в РФ двигателей и коробок передач.
По словам Швецова, компания рассчитывает, что к 2015 году объем автомобильного рынка в РФ будет составлять 3,6-3,8 миллиона новых автомобилей в год против 1,5 миллиона в кризисном 2009 году.
Опрошенные РИА Новости разошлись во мнении относительно моделей, на которых предприятие сосредоточится в первую очередь.
Аналитик БКС Севастьян Козицын ожидает, что в первую очередь СП усилит направление пользующихся спросом даже в кризис коммерческих автомобилей в дополнение к уже имеющимся в линейке Fiat Doblo и Ducato.
В свою очередь, аналитик ИК "Атон" Юлий Матевосов полагает, что в этом сегменте особых подвижек не ожидается, а вот легковой сегмент будет расширяться.
Было бы идеально соединить российскую основательность и неприхотливость на отечественных дорогах с грацией и дизайном Fiat, считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его словам, начинать лучше с бюджетных моделей, поскольку они сейчас более востребованы.
НЕ КОНКУРЕНТ ДЛЯ ТОЛЬЯТТИ
Эксперты расценили идею нового альянса весьма позитивно. По их мнению, партнерство с иностранцами дает возможность поднять отечественный автопром на новый уровень и обеспечить занятость работников отрасли. К тому же за счет увеличения объема производимой продукции появляется возможность привлечь в Россию производителей автокомпонентов.
При этом аналитики в целом считают, что новый автогигант не станет напрямую конкурировать с альянсом "АвтоВАЗа" и Renault-Nissan, хотя не исключают того, что после кризиса конкуренция на российском авторынке в целом окажется очень жесткой.
Пересечения с моделями "АвтоВАЗа" у "Соллерса" нет, кроме тольяттинских внедорожников "Нива" и Chevrolet Niva, отмечает Козицын. По его мнению, волжский завод вместе с Renault будет ориентироваться на более бюджетные авто.
Можно предположить, что на первом этапе "Соллерсу" будет проще, поскольку он опытнее и динамичнее "АвтоВАЗа", которому еще предстоит преодолеть многие внутренние проблемы, считает Матевосов.
В свою очередь, Баранов уверен, что российский рынок до сих пор не насыщен, и после кризиса будет активно расти. Места хватит всем, а объем покупок той или иной модели будет зависеть прежде всего от того, насколько она удачна по соотношению цена-качество, прогнозирует эксперт "Финам Менеджмент".
ЕЩЕ НЕМНОГО "КАМАЗА" ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ
Также в четверг стало известно, что зарубежные инвесторы увеличивают свою долю в КАМАЗе с нынешних 10% до 15%.
Сейчас основными акционерами крупнейшего российского производителя грузовиков являются инвесткомпания "Тройка Диалог" (44% акций) и госкорпорация "Ростехнологии" (почти 38% акций). Еще 10% находятся в руках германского автоконцерна Daimler.
Сейчас "Тройка Диалог" ведет переговоры о продаже 5% акций, из которых Daimler получит 1%, тем самым увеличив свою долю в КАМАЗе до 11%. Оставшиеся 4% приобретет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). По завершении сделки ЕБРР на правах акционера получит место в совете директоров КАМАЗа.
Пока стороны не разглашают сумму сделки. В прошлом году глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов сообщил, что Daimler планирует купить еще 5-6% акций КАМАЗа по стоимости, аналогичной покупке автоконцерном 10% акций предприятия в 2008 году. Тогда цена сделки составила 250 миллионов долларов, еще 50 миллионов долларов немцам предстоит заплатить в 2012 году, если российское предприятие будет работать с прибылью.
Путин в четверг сообщил, что в ближайшее время свою долю в КАМАЗе могут увеличить и "Ростехнологии". Чемезов уточнил, что госкорпорация хотела бы приобрести еще 12%, но по условиям соглашения с Daimler ни у кого из них не может быть контрольного пакета. Кроме того, все зависит от того, сколько денег на покупку акций КАМАЗа сможет выделить государство, добавил он.
Глава правительства обратился к руководству Татарстана с просьбой поддержать КАМАЗ - по его словам, потребуется как административная, так и, возможно, финансовая помощь.
По словам Путина, КАМАЗ в четверг подписал контракты на закупку своей продукции с различными ведомствами на 10 миллиардов рублей.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.