Принимая во внимание, что в прошлом используемые "ЮКОСом" и "Сибнефтью" схемы минимизации налогообложения были признаны законными, запрос депутата Михаила Бугеры вряд ли будет иметь какие-либо последствия для "ЮКОСа". Таково мнение экспертов Объединенной финансовой группы (ОФГ).
Тем не менее, с учетом давления, которое оказывается на "ЮКОС" и его акционеров в последнее время, нельзя исключать, что налоговая атака может оказаться составной частью единого плана, считают в ОФГ.
Напомним,что в начале текущей недели Генпрокуратура начала проверку по запросу депутата Госдумы Михаила Бугеры о возможном уклонении ряда нефтяных компаний, в частности "ЮКОСа", от уплаты налогов. В запросе указывается, что, несмотря на единый налоговый режим, размер налоговых платежей нефтяных компаний различается. В 2002 г. "ЮКОС" заплатил налог на прибыль по фактической ставке 13%, а "Сибнефть" - по ставке 12%, в то время как номинальная ставка составляет 24%. Основные схемы минимизации налогообложения, в различной мере используемые "ЮКОСом" и "Сибнефтью", заключаются в следующем:
После вступления в силу нового Налогового Кодекса в январе 2002 г. местные органы власти могут предоставлять льготу по налогу на прибыль, снижая номинальную ставку (24%) не более чем на 4% пункта. Однако юридические лица, которые заключили договоры с местными органами власти до 1 июля 2001 г., освобождаются от региональной (14.5%) и местной (2%) составляющей налога на прибыль. В обмен на эти льготы, действующие до 1 июля 2004 г., нефтяные компании взяли на себя обязательства инвестировать средства в региональную экономику.
В прежнем налоговом законодательстве имелось положение, которое предполагало создание стимулов для развития малого бизнеса. Вновь созданные компании на два года освобождались от уплаты налогов, а в третий и четвертый годы своего существования могли снижать налогооблагаемую базу на 75% и 50% соответственно. Юридическое лицо, учрежденное в декабре 2001 г. (самый поздний срок, предусмотренный старым налоговым законодательством), могло не платить налогов в 2002-2003 гг. и сократить свои налоговые выплаты на 75% и 50% в 2004-2005 гг. По данным ОФГ, нефтяные компании реже всего прибегают к этой схеме.
Согласно законодательству, компании, нанимавшие на работу инвалидов, освобождались от уплаты налога на прибыль. Для этого инвалиды должны были составлять более 50% работников. Однако с 1 января 2002 г., со вступлением в силу нового Налогового кодекса, эти положения были отменены. Эти схемы минимизации налогообложения использовались нефтетрейдинговыми компаниями "ЮКОСа" и "Сибнефти", зарегистрированными в регионах с благоприятным налоговым режимом (Мордовия, Чукотка и Калмыкия).
В прошлом "Сибнефть" неоднократно подвергалась налоговым проверкам. Однако все проверяющие инстанции были вынуждены признать законность используемых компанией схем минимизации налогообложения. В декабре 2002 г. Счетная палата заявила, что "Сибнефть" пользуется несовершенством налогового законодательства в целях минимизации налогообложения, и предложила внести в него соответствующие изменения. Пока не известно о каких-либо законодательных инициативах, которые могли бы ограничить возможности компаний в области оптимизации налогообложения.
В мае 2003 г. Министерство по налогам и сборам провело работу по докладу Счетной палаты, но не предложило никаких юридических мер в отношении "Сибнефти".
В мае 2003 г. Счетная палата составила список из шести трейдинговых компаний, которые являются, судя по всему, дочерними предприятиями "ЮКОСа" и платят налог на прибыль по ставке 7.5%, а не по номинальной ставке 24%. Однако Счетная палата пришла к выводу об отсутствии состава преступления. Вслед за этим Минфин предложил отменить все существующие налоговые льготы, начиная с 2004 г. Однако также пока не известно о каких-либо инициативах со стороны Счетной палаты или Минфина в этой области.
Комментарии отключены.