Независимые АЗС могут встать перед выбором - закрыться или повысить цены - эксперты

МОСКВА, 25 апр - РИА Новости. Предложение топлива на спотовом и мелкооптовом рынке России ограничено, независимые АЗС могут столкнуться с выбором – повышать цены на бензин либо сворачивать деятельность, следует из материалов информационно-аналитического центра "Кортес".

Ранее сообщалось, что дефицит бензина возник, в частности, в Алтайском крае.

НИЗКАЯ ДОХОДНОСТЬ

Эксперты указывают, что в минувшую пятницу маржа независимых АЗС по бензину "Регуляр-92" и летнему дизельному топливу была значительно ниже 20-процентного порога, составив 11,9% и 14,8% соответственно. "Кортес" поясняет, что эти показатели рассчитывались на основе цен на нефтебазах вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые уже сейчас прекратили мелкооптовую продажу нефтепродуктов в ряде регионов.

Специалисты говорят, что если, например, рассчитать маржу АЗС по Алтайскому краю по мелкооптовым ценам независимых владельцев нефтебаз, которые уже закупили дорогие нефтепродукты на спотовом рынке, то маржа АЗС по "Регуляр-92" составит минус 1%, по летнему дизтопливу – лишь плюс 3,4%, и это без учета накладных расходов.

"С учетом же сложившейся на внутреннем рынке ситуации нет шансов на повышение маржи АЗС. Значит, независимая розница (а это, по некоторым оценкам, свыше 50% российских АЗС) в лучшем случае начнет повышать цены, закупив подорожавший майский ресурс. В худшем случае часть независимых заправок будет вынуждена остановиться", - считают аналитики.

АЖИОТАЖ

"Надолго ли хватит резервов топлива у нефтяных компаний? Ведь уже сейчас есть информация о вымывании бензина и дизеля с их заправок", - отмечается в материалах "Кортеса".

В Алтайском крае АЗС двух крупнейших региональных операторов рынка - компаний "Газпром нефть" и "Роснефть" - отпускают только по 20 литров бензина на машину для владельцев дисконтных карт; на других АЗС края продажа топлива остановлена. Представитель "Газпром нефти" в Барнауле сообщил РИА Новости, что ограничения связаны с нехваткой бензина.

По наблюдениям корреспондента РИА Новости, в понедельник на АЗС "Газпром нефти" и "Роснефти" в регионе скапливаются большие очереди. Дефицит топлива наблюдается с субботы. Алтайское управление Федеральной антимонопольной службы начало проверку по факту бензинового кризиса в регионе.

Эксперты "Кортеса указывают, что участники рынка в регионах жаловались на сокращение запасов моторных топлив на нефтебазах нефтяных компаний и независимых операторов рынка. "Все это - показатель неустойчивости рынка, ведь на формирование ограниченного предложения топлив на спотовом и мелкооптовом рынке хватило всего двух с половиной месяцев", - отмечают специалисты "Кортеса".

По данным Минэнерго, отгрузка автомобильного бензина на внутренний рынок в первом квартале этого года снизилась на 6,2% - до 7 миллионов тонн с 7,46 миллиона тонн в первом квартале 2010 года. При этом экспорт бензина в первом квартале 2011 года вырос до 1,8 миллиона тонн с 1,2 миллиона тонн в аналогичном периоде прошлого года. Экспорт увеличился на 50%, что соответствует 8,6% от поставок автобензина на внутренний рынок в первом квартале этого года.

ДЕФИЦИТ И ПОДОРОЖАНИЕ?

В то же время аналитики указывают, что пока ограниченное предложение топлива на спотовом и мелкооптовом рынке все же замаскировано для рядового потребителя доступностью нефтепродуктов на АЗС нефтяных компаний и стабильным уровнем цен. "Но и это видимое благополучие может в скором времени завершиться", - полагают специалисты.

Эксперты поясняют, что на российском рынке складывается критическая ситуация, когда сезонный рост спроса на моторные топлива сопровождается не увеличением их предложения, а наоборот, вымыванием объемов с внутреннего рынка. Экспортировать автобензин и дизельное топливо гораздо выгоднее, чем продавать на внутреннем рынке, уже на протяжении нескольких месяцев - с третьей декады февраля.

Независимые оптовые трейдеры начали сталкиваться с серьезными проблемами, в первую очередь, с ограниченным предложением оптовых партий нефтепродуктов на внутреннем рынке. Результаты биржевых торгов также не внушают оптимизма. Если ранее ВИНКи справедливо упрекали биржи в отсутствии спроса, то сейчас объем заявок на покупку отдельных нефтепродуктов в разы превышает предложение.

По данным "Кортеса", мелкооптовые цены на нефтепродукты плавно повышаются на нефтебазах ВИНК. Так, автомобильный бензин дорожает уже месяц. За этот период средняя по России мелкооптовая цена на "Регуляр-92" повысилась на 2%, "Премиум-95" – на 0,8%.

Рост цен на нефтебазах независимых операторов мелкооптового рынка оказался еще более значительным. Только за последние две недели бензины и дизельное топливо в некоторых регионах подорожали на 1-3 тысячи рублей за тонну. В числе таких регионов эксперты называют Иркутскую, Амурскую, Самарскую, Ростовскую, Вологодскую, Владимирскую области.

ПРИЧИНЫ

Аналитики напоминают, что крупные нефтяные компании после резкой февральской критики премьер-министра РФ Владимира Путина и последовавших за этим претензий ФАС последовательно снизили розничные, оптовые и мелкооптовые цены сначала на дизельное топливо, а затем и на бензин. Это поставило в невыгодное положение независимых участников рынка нефтепродуктов. Более того, после снижения цен компании не стали их повышать вслед за ростом мировых котировок нефти и нефтепродуктов. В результате весь март и апрель ВИНКи продавали топливо на внутреннем рынке со скидкой к экспортному эквиваленту, то есть с потенциальным убытком для себя.

Эксперты указывают, что для бензинов и дизельного топлива это нехарактерная ситуация. Отсутствие явных инфраструктурных ограничений по экспорту моторных топлив из России приводит к тому, что рано или поздно цена растет вслед за net-back. Естественно, внешний рынок влияет и в обратном направлении, когда снижение мировых котировок и экспортного эквивалента примерно через месяц приводит к удешевлению нефтепродуктов на спотовом рынке России.

"Пусть темпы роста и снижения цен порой несопоставимы, но это уже сложившиеся базовые принципы работы российского рынка, которые были нарушены февральскими событиями. Цены на рынке России перестали соотноситься с ценами мировыми, и в результате начала действовать система сообщающихся сосудов. Объемы моторных топлив стали перенаправляться на экспорт в ущерб продажам на спотовом рынке России", - констатируют специалисты.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.