Москва, 20 February. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Счетная палата РФ закончила проверку ООО «Эйрюнион» (AiRUnion) и трех крупнейших авиакомпаний альянса - "Красэйр", "Домодедовских авиалиний" («ДАЛ») и "Самары" за 2007 год и первые девять месяцев 2008 года. Как пишут «Ведомости», причиной, по которым альянс допустил в прошлом году массовые задержки авиарейсов, а потом обанкротился, стало резкое ухудшение финансового положения компаний, "вызванное как внешними факторами, так и неэффективным финансовым менеджментом".
Рост цен на топливо был не единственной причиной краха авиакомпаний альянса "Эйрюнион", выяснила Счетная палата. Менеджеры не стеснялись помогать деньгами сторонним структурам и вводили в заблуждение банки, имитируя наличие крупных сумм на счетах авиакомпаний, пишет газета.
Массовые задержки рейсов авиакомпаний "Эйрюнион" начались 19 августа, когда "Сибирь авиа сервис" отказалась заправлять самолеты "Красэйр" из-за долгов. В сентябре перевозить пассажиров альянса стал "Атлант-союз". С 1 октября было отозвано свидетельство эксплуатанта у "Самары", а с 1 ноября - у "Красэйр" и «ДАЛ».
Аудиторы констатируют, что в 2008 году рост расходов компаний альянса превышал рост доходов "в основном по причине значительного увеличения затрат на авиатопливо", аренду и лизинг самолетов. Так, расходы на топливо в структуре затрат трех авиакомпаний составляли в 2007-2008 годах 42.1-45.2%. А общий долг "Красэйр", «ДАЛ» и "Самары" поставщикам авиакеросина на 1 октября 2008 года достиг 3.5 миллиарда рублей.
Впрочем, это лишь 11% от совокупной задолженности авиакомпаний. За год и девять месяцев этот показатель вырос почти в 2 раза - с 17 миллиардов рублей до 32.2 миллиарда рублей, говорится в отчете. Еще большими темпами росла дебиторская задолженность - с 7.3 миллиарда рублей на 1 января 2007 года до 17.4 миллиарда рублей на 1 октября 2008 года.
Но убытки и высокие долги (500 миллионов рублей за 2006 год и 3.2 миллиарда рублей на январь 2007 года. соответственно) не помешали «ДАЛ» осенью 2006 года стать поручителем по кредиту «Альфа-банка» кипрской компании Omosa Trading Ltd. А с февраля 2007 года по октябрь 2008 года авиакомпания перечислила рублевый эквивалент 21.4 миллиона долларов, при том что объем обязательств составлял лишь 15 миллионов долларов. При этом банк не требовал от «ДАЛ» гасить кредит. Платежи осуществлялись по поручениям Omosa Trading или по письмам «Альфа-банка» в адрес офшора.
Владелец Omosa Trading в отчете не указан. Но по состоянию на сентябрь 2008 года компания владела более 10% акций "Красэйр", говорится в сообщении совета директоров авиакомпании о созыве внеочередного собрания акционеров (опубликовано в газете "Красноярский рабочий"). Братья Борис и Александр Абрамовичи контролировали 40% акций "Красэйр" и почти 49% - «ДАЛ». Получается, что авиакомпания платила кредит за одну из их структур. Представитель «Альфа-банка» комментировать ситуацию отказался.
Кроме того, авиакомпании альянса и "Эйрюнион" постоянно перечислял и друг другу средства. Они не относились к оплате услуг друг друга и не приводили к образованию задолженности. Счетная палата полагает, что транзакции создавали для банков "видимость оборотов на расчетных счетах" и давали "возможность авиакомпаниям получать новые кредиты".
Также "Эйрюнион" контролировала значительную долю выручки авиакомпаний, продавая их билеты, говорится в отчете. В 2007 году "Красэйр", «ДАЛ» и "Самара" получили через ООО 67% выручки. Через "Эйрюнион" проходила и часть расчетов. Иногда компания корректировала "очередность и целесообразность" платежей - за аэропортовые услуги, топливозаправочным компаниям, на погашение долгов по зарплате, отмечается в отчете.
Полученные средства "Эйрюнион" не стеснялась ссужать не связанным с авиакомпаниями организациям. Так, нескольким ООО ("Ритм", "Русское дело", "Бизнес-Л" и др.) компания предоставила кредиты на общую сумму 142 миллиона рублей под 11-13.5% годовых. К 1 октября 2008 года заемщики рассчитались по долгам, говорится в отчете.
Часть вины за крах авиакомпаний аудиторы возлагают и на Росимущество с Росавиацией. В отчете указано, что госпредставители в советах директоров не обеспечивали должного контроля за действиями менеджмента. В частности, они не инициировали внесение поправок в устав, предусматривающих согласование с советом привлечения крупных кредитов и отчуждения имущества.
Счетная палата направила отчет в том числе в Следственный комитет при прокуратуре и в ФСБ. Источник в прокуратуре говорит, что ведомство изучит материалы на предмет наличия уголовных дел. Аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын сказал, что коллегия Счетной палаты полагает, что под уголовное расследование могут попасть эпизоды с оплатой кредита Omosa и введение в заблуждение банков.
"Ведомостям" в четверг не удалось связаться с бывшим гендиректором и совладельцем авиакомпаний Борисом Абрамовичем или с бывшими топ-менеджерами альянса. Но в октябре Абрамович причиной краха называл рост цен на топливо и медлительность чиновников, затягивавших принятие решений об объединении авиакомпаний с передачей контрольного пакета "Эйрюнион" частным акционерам. Возможность вывода активов он отрицал: "Мелочь по карманам не тырим".
Комментарии отключены.