Счетной палате не нравится скорость растраты ФНБ. По мнению Татьяны Голиковой, деньги вкладываются неэффективно

Москва, 25 сентября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/

К 1 сентября на инфраструктурные проекты из фонда национального благосостояния (ФНБ) было выделено 352.1 млрд рублей, но использовано лишь 254.4 млрд рублей. Об этом, выступая в Госдуме, заявила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. "Мы снова размещаем средства в банках, только теперь это другие средства – средства ФНБ", – заявила она.

Голикова предлагает дополнительно проработать механизм инвестиций из ФНБ.

Правительство утвердило список из 11-ти проектов, в которые может быть вложено 815 млрд руб. из ФНБ. Общий лимит на такие инвестиции – 60% фонда.

Как пишут "Ведомости", одна из схем – инвестиции в проекты транзитом через банки, что позволит поддержать одновременно и финансовый сектор. В том числе "ВТБ" уже получил 100 млрд руб. на выкуп облигаций "РЖД", 28.1 млрд – на два проекта РФПИ, еще 75 млрд планировалось направить на две секции ЦКАД, уточнял зимой министр экономического развития Алексей Улюкаев. "Газпромбанк" получил 38 млрд руб. в капитал второго уровня, чтобы профинансировать объекты ЦКАД. Кроме того, 75 млрд руб. было выделено на проект "Ямал СПГ", 57.5 млрд – на сооружение АЭС в Финляндии "Росатомом". Все полученные "ВТБ" средства уже направлены на инфраструктурные проекты, говорит представитель банка.

По данным Счетной палаты, к 1 сентября использовано лишь 2.1% средств ФНБ, перечисленных на модернизацию БАМа и Транссиба, 76.9% – на приобретение тягового подвижного состава, вообще не были использованы 21.7 млрд для ЦКАД ("Газпромбанк" купил облигации "Автодора").

Во многих случаях отсутствуют планы, проектно-сметная документация, документы, необходимые для этих инвестпроектов, перечислила Голикова претензии Счетной палаты. Это результаты ежеквартального мониторинга использования средств ФНБ, объясняет представитель Счетной палаты, а "вопросы по эффективности нужно адресовать к Минфину".

В Минфине, РФПИ и "Автодоре" пока не комментировали претензии главы Счетной палаты. "РЖД" получила средства ФНБ на модернизацию железных дорог Восточного полигона лишь в марте, отмечает представитель "РЖД": обсуждаем вопросы, связанные со своевременным выделением и освоением средств, корректно подводить итоги инвестирования средств в конце отчетного периода.

В целом претензии не по адресу, считает Александра Суслина из "Экономической экспертной группы": Минфин в данной ситуации лишь бухгалтер, отвечающий за распределение средств по инструкции, ему положено выделять, а не контролировать расходование средств. Претензии стоит адресовать либо ведомствам, которые добивались в правительстве финансирования из ФНБ, либо тем, кто принимал конкретное решение о выделении средств, добавляет Суслина.

Проблема есть и говорится о ней не первый год, но это не компетенция Минфина, согласна директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Процесс принятия решений о финансировании больших проектов поставлен с ног на голову – сначала принимается политическое решение, а потом идут реальные работы, включая иногда и обоснование проектов, говорит она. Часто реальность вносит коррективы и выделенных изначально сумм не хватает: либо посчитали неверно, либо построили с перерасходом, либо инфляция сказывается, добавляет Акиндинова.

В 2014 г. завершено и введено в эксплуатацию лишь 365 из 772 объектов строительства, финансируемых государством в рамках ФАИП, говорила в прошлую пятницу Голикова: "Это самое низкое исполнение за последние пять лет". При формировании федеральной адресной инвестиционной программы "включаются объекты без проектно-сметной документации, без разрешения на строительство, без надлежащего землеотвода, что предполагает соответствующее перераспределение ресурсов внутри года и, как следствие, задержку финансирования", критиковала она.

Всего, по оценкам Голиковой, на 1 января 2015 г. в стране насчитывалось порядка 9-ти тыс. объектов незавершенного строительства на сумму 1.9 трлн руб.

Комментарии отключены.