Москва, 12 ноября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Владелец группы "Онэксим" Михаил Прохоров нашел партнера для сделки с "Уралкалием" — это владелец "Уралхима" Дмитрий Мазепин. Об этом сообщают "Ведомости", ссылаясь на информацию, полученную сразу от нескольких человек: близкого к одному из этих двух бизнесменов, близкого к "Уралкалию" и знакомых топ-менеджеров "Уралкалия" и "Уралхима".
По словам двух из них, покупку готовы кредитовать "ВТБ" и "Сбербанк России". Представитель "ВТБ" вчера вечером от комментариев отказался, его коллега из "Сбербанка" на звонок не ответил. Вопросы, направленные Мазепину, остались без ответа. Представитель "Онэксима" от комментариев отказался.
Знакомый основного владельца "Уралкалия" Сулеймана Керимова говорит, что сделки пока нет, переговоры с претендентами продолжаются, а тандем Прохоров — Мазепин — не фаворит гонки за пакет.
На пакет "Уралкалия" выстроилась целая очередь. Выкупить акции у Керимова хотели бывший руководитель "Росстроя", знакомый президента Владимира Путина Владимир Коган, присматривались к пакету владелец АФК "Система" Владимир Евтушенков и президент "Русснефти" Михаил Гуцериев, арабские фонды, а также владельцы "Горбушкина двора" братья Хотины.
Высокопоставленный источник говорил: основная проблема в том, что ни у кого из российских претендентов нет денег на сделку. Поэтому самым логичным покупателем был бы Прохоров (зимой он продал 37% акций Polyus Gold за более чем 3 млрд долларов), но ему не хватает опыта управления таким активом.
Мазепин — владелец холдинга по производству удобрений "Уралхим". К тому же он родился в Белоруссии и сможет помочь "Уралкалию" решить проблемы с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, считает человек, близкий к компании Мазепина. Forbes в этом году оценил состояние Мазепина в 3.2 млрд долл.
Керимов с партнерами продавал акции, исходя из оценки 20 млрд долларов за всю компанию (или 6.6 млрд долл. за пакет).
Ранее человек, близкий к "Онэксиму", говорил, что продавцы просят слишком много. Какой может оказаться в итоге сумма сделки — не ясно. Вчера 33% акций "Уралкалия" на Лондонской бирже стоили 5 млрд долл.
Предложения продать акции "Уралкалия" Керимов и его партнеры начали получать летом — после того как компания разорвала торговые отношения с Белоруссией и обрушила калийный рынок. С 2005 г. "Уралкалий" и "Беларуськалий" продавали калий через совместного трейдера — "Белорусскую калийную компанию" ("БКК"). Она контролировала более 40% мирового рынка калия. Кроме нее крупным игроком на рынке калийных удобрений считается канадский трейдер Canpotex — он реализует продукцию канадской Potash Corp., американской Mosaic. Традиционно трейдеры придерживались стратегии "цена превыше объема": при отсутствии спроса можно было резко сократить продажи, выжидая подходящего момента.
Но со временем такая стратегия стала менее эффективной, когда крупнейший потребитель калия — Китай — начал наращивать собственное производство, а в Индии (другой крупный покупатель) произошла девальвация национальной валюты.
Белоруссия продолжала требовать продавать как можно дороже, рассказывали изданию бывшие сотрудники "БКК". "Уралкалию" же и его акционерам нужен был постоянный денежный поток — Керимов и его партнеры приобретали акции на заемные средства. Поэтому "Уралкалий" и прекратил партнерство с "Беларуськалием" и решил продавать калий самостоятельно, по любой цене, максимально наращивая производство.
Для Белоруссии, у которой "Беларуськалий" — крупнейший поставщик валютной выручки в бюджет, это обернулось проблемами.
Итогом стал арест гендиректора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера в конце августа — после того как он прилетел на переговоры к премьеру Белоруссии Михаилу Мясниковичу. Белорусский следственный комитет возбудил против Баумгертнера (он возглавлял еще и наблюдательный совет "БКК") и других топ-менеджеров "БКК" дело о злоупотреблении полномочиями.
Против Керимова было возбуждено дело об организации злоупотреблением полномочиями. Президент Белоруссии Александр Лукашенко не раз публично требовал смены акционеров "Уралкалия" и выражал нежелание работать с нынешними владельцами российской компании.
Forbes в 2013 г.оценил состояние Мазепина в 3.2 млрд долларов. По мнению сотрудник инвестбанка, банки могут одобрить кредит для Мазепина, если его кандидатура будет одобрена государством.
Комментарии отключены.