Москва, 7 сентября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Бывшая первая леди Москвы, третья богатейшая женщина мира по версии журнала Forbes Елена Батурина продала свой основной бизнес - строительную компанию "Интеко" примерно за 1.2 млрд долл. Новость об этом появилась на сайте компании.
В сообщении говорится, что покупателем выступил владелец «Бинбанка» Микаил Шишканов в партнерстве с "дочкой" «Сбербанка» ООО "Сбербанк Инвестиции". Сторонами была подписана безотзывная оферта на приобретение 100% акций ЗАО "Интеко", ЗАО "Патриот" и всех принадлежащих им производственных и проектных структур. Сделка обещает быть закрытой в течение месяца.
Основным покупателем холдинга выступил Шишканов - на собственные средства он приобрел 95% акций компании. "Сбербанк Инвестиции" приобретает 5%. Согласно условиям договора, все неисполненные обязательства "Интеко" - строящиеся объекты и невыплаченные кредиты - ложатся на плечи новых владельцев.
Почему к бывшей владелице «Интеко» Елене Батуриной не применили методы, испытанные на опальных олигархах? - По мнению Forbes, Елена Батурина и ее муж, экс-мэр Москвы Юрий Лужков, завершают долгосрочную бизнес-операцию «деньги в обмен на власть». Владелец «Бинбанка» Михаил Шишханов в партнерстве с «дочкой» Сбербанка — «Сбербанк Инвестиции» — покупают главный актив Батуриной в России, ЗАО «Интеко».
Сумма сделки не разглашается. Если основываться на оценке, оказавшейся в распоряжении marker.ru, она может составить примерно 400 млн долл. При этом состояние Еленой Батуриной, занимающей 77-е место в рейтинге Forbes, в апреле 2011 года оценивалось в 1.2 млрд долл. Главный фактор снижения цены — большой долг компании, который превысил 1 млрд долл.
Его обслуживание, если судить по недавним заявлениям «ВТБ», давалось «Интеко» в последнее время весьма непросто. Бурного подъема рынка недвижимости, на котором выросли все крупные столичные игроки, не наблюдается. Продажи квартир и офисов, главный источник доходов «Интеко», идут ни шатко ни валко, несмотря на оптимистические вопли столичных риелторов. То есть погашать долги надо, а текущих доходов не так и много. Выручка «Интеко» в 2010 году упала по сравнению с 2009 годом в 1.8 раза — до 29.98 млрд рублей с 54.42 млрд. Чистая прибыль составила около 100 млн рублей, тогда как в 2008-2009 годах компания получила убытки в объеме 3.03 млрд и 38.15 млрд рублей соответственно. Для сравнения: в 2006 году чистая прибыль компании составила 27.6 млрд рублей.
Развиваться компания толком не может. В отличие от золотых лужковских времен «Интеко» не получает для строительства новые площадки, сконцентрировавшись на доведении уже начатых объектов. Рано или поздно этот ресурс был бы исчерпан.
Очевидные проблемы у Батуриной и с получением новых кредитов. Один из главных кредиторов компании, «Банк Москвы», денег на строительство больше не дает; он их теперь сам получает от государства для собственной санации. «ВТБ» и «Сбербанк» не имеют ни политических, ни экономических стимулов для продолжения поддержки «Интеко». Так что продажа Батуриной строительных активов закономерна и прогнозируема.
Но кроме жесткой бизнес-логики в сделке просматривается и логика политическая. Ничего не попишешь: состояние Батуриной — прямая производная от ресурсов и влияния Юрия Лужкова. Девелопмент — один из самых политически зависимых видов бизнеса в России, идет ли речь о предоставлении новых участков, согласовании документов или получении государственных контрактов на застройку. Инвестируя в строительный бизнес, лучше смотреть не на финансовые показатели компаний, а на их лоббистские возможности.
Продешевила ли Елена Батурина, продавая свои активы в России? Ответ на этот простой вопрос тоже не умещается в рамки бизнес-логики. За год с момента отставки Юрия Лужкова Батурина потеряла несколько крупных объектов общей стоимостью 500 млн долл. При этом ФАС пока не одобрила продажи «Верхнебаканского цементного завода» «Росцемементу» Льва Кветного.
Трудная жизнь? Однако при этом Елена Батурина в суде отстояла права на большой объект «Сетунь-хиллс», не позволив федеральным властям забрать дорогую землю на западе столицы (площадь — 727 000 кв. м). Кроме того, Елена Батурина продала долю в комплексе City Palace (169 000 кв. м) в ММДЦ «Москва-Сити» владельцу «ММК» Виктору Рашникову.
А теперь представьте себе, к примеру, Евгения Чичваркина, который не спеша, больше года торгуется за «Евросеть». Или же владельцев «Арбат-Престижа» Виктора Некрасова и Семена Могилевича, выигрывающих в суде у налоговой службы не после разгрома компании, а сразу по предъявлении налоговых претензий. И не из тюрьмы, а из австрийских или английских поместий. Про случай «ЮКОСа» вспоминать просто бессмысленно.
Уходя, чета Лужковых преподала много уроков бизнесу и обществу. Какова бы ни была итоговая сумма сделки по продаже «Интеко», очевидно, что Батурина выиграла в одном — федеральная власть не смогла применить к ней методы, которые использовались в борьбе со многими опальными олигархами. Возможно, власть опасается, что, запуская настоящую войну с Лужковым, она открывает «ящик Пандоры». Может быть, руководители страны и вправду считают, что негоже так расходиться с семьей политика и чиновника, претендовавшего в конце 1990-х на роль первой скрипки в стране. Все эти версии в сумме, однако, удивительным образом подтверждают, кто является главным выигравшим эпохи Путина. Даже в самых неблагоприятных условиях политической конъюнктуры у лидеров кланового капитализма по-русски всегда есть возможность уйти из страны не спеша и не с пустыми руками. Крупный бизнес наверняка хорошо выучит это урок.
Для общества же ключевая проблема формулируется совсем по-другому. Беда не в том, что модель им. Ю.М.Лужкова показала свою долгосрочную состоятельность, и даже не в том, что так же закончатся русские дни, месяцы и годы других высокопоставленных чиновников. Главная проблема — что подавляющее большинство населения в этой истории ничего не поймет. А те, кто понимает, голосуют ногами.
Комментарии отключены.