Амбициозные планы "ЮКОСа" по поставке в Китай сотен миллионов тонн российской нефти могут быть скорректированы, пишут "Ведомости".
Из-за того что российское правительство никак не может определить маршрут нефтепровода в Китай, нефтяникам придется перевозить часть обещанной китайцам нефти по железной дороге. По расчетам самой компании, это значительно сократит маржу "ЮКОСа" и будет невыгодно, если цена на нефть опустится ниже 20 долл. за баррель.
"ЮКОС" уже несколько лет лоббирует идею строительства трубопровода Ангарск - Дацин для поставки нефти в Китай. В правительстве также обсуждается альтернативный проект "Транснефти" - по строительству нефтепровода Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин, который позволил бы снабжать нефтью не только Китай, но и Японию, Корею и даже США. Однако приоритетный маршрут трубы из Ангарска пока не утвержден.
Тем не менее еще в мае "ЮКОС" подписал с китайской национальной корпорацией CNPC соглашение, в соответствии с которым китайская сторона обязалась закупить в течение 25 лет около 700 млн т нефти. Подписать контракт планируется в сентябре-октябре, а начать поставки - в 2005 г. Условия контракта будут обсуждаться во время визита в Китай премьер-министра Михаила Касьянова, запланированного на 24 - 25 сентября. Ранее "ЮКОС" оценивал общую сумму подобного контракта в 150 млрд долл.
Вчера, по словам сотрудника аппарата Виктора Христенко, на совещании у вице-премьера обсуждали предстоящий визит М.Касьянова. Представитель "ЮКОСа" рассказал, что из-за неопределенности с маршрутом трубопровода его компании придется искать альтернативный способ доставки российской нефти в Китай - по железной дороге. По его словам, к 2004 - 2006 гг. экспорт нефти таким образом предполагается увеличить с нынешних 3.5-4 млн т до 5.5 млн т в год, а в перспективе - до 15 млн т ежегодно. Эту договоренность планируется зафиксировать в проекте межправительственного российско-китайского соглашения о сотрудничестве.
В "ЮКОСе" признают, что перевозка нефти в цистернах - плохая альтернатива трубопроводу. По подсчетам нефтяников, для создания соответствующей инфраструктуры понадобится от 400 млн долл. до 1 млрд долл. и около двух лет. "Это дешевле, чем строить трубопровод, но транспортировка по железной дороге заметно дороже, - объясняет он. - Это будет наш самый дорогостоящий экспортный маршрут". При таких условиях, говорит представитель "ЮКОСа", нефть из Восточной Сибири поставлять в Китай невыгодно и базисом для поставок по железной дороге могут стать месторождения в Томской области. Кроме того, нефтяники рассчитывают на какие-либо льготы от государства, которые могли бы компенсировать им невысокую рентабельность проекта.
Аналитик Deutsche Bank Леонид Мирзоян удивлен предполагаемыми объемами экспорта по железной дороге. Он считает их очень большими, отмечая, что в 2002 г. все российские нефтяные компании экспортировали по железной дороге в сумме около 22 млн т нефти.
Ранее председатель правления "ЮКОСа" Михаил Ходорковский говорил, что экспорт нефти по железной дороге выгоден компании при цене не ниже 20 долл. за баррель. Л.Мирзоян полагает, что столь высокие цены на нефть продержатся еще около двух лет, после чего ее перевозка по "железке" станет невыгодной. По его расчетам, транспортные расходы при этой схеме могут составить 5-6 долл. на баррель (аналитик еще одного инвестбанка полагает, что эта цифра может достигать 8 долл.). "Вероятно, такой вариант позволит правительству сохранить лицо: выполнить обязательства перед Китаем по поставке нефти и в то же время не ставить себя в опасную ситуацию, когда после строительства трубопровода у нефти будет только один покупатель", - резюмирует аналитик.
Представитель CNPC вчера заявил, что его компании все равно, каким образом "ЮКОС" будет поставлять в Китай обещанную нефть.
Комментарии отключены.