Вскоре российская нефть впервые сможет попасть на рынки Западной Европы по трубопроводу "Дружба". Как пишут "Ведомости", "ЮКОС" готовится подписать соглашение о строительстве нового трубопровода, соединяющего "Дружбу" с одним из заводов австрийской OMV.
Новый транспортный маршрут должен соединить нефтепроводы словацкой компании Transpetrol, 49% акций которой владеет "ЮКОС", с расположенным под Веной нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) Schwechat, принадлежащим компании OMV. "Благодаря проекту с OMV российская нефть наконец прорвется на австрийский рынок, который до сих пор был для нас закрыт", - заявили в "ЮКОСе". До сих пор Schwechat, мощность которого составляет 9 млн т, работал в основном на легкой африканской и ближневосточной нефти, поступающей из средиземноморского порта Триест.
Мощность новой трубы составит 5 млн т нефти в год, а ее протяженность - около 60 км. По оценкам вице-президента транспортной монополии "Транснефть" Сергея Григорьева, строительство 1 км магистрального трубопровода обходится в 500 тыс.-1 млн долл. в зависимости от рельефа местности и других условий. Таким образом, строительство трубы до завода Schwechat обойдется "ЮКОСу" в 30-60 млн долл.
"ЮКОС" приобрел 49% акций трубопроводной компании Transpetrol еще в 2001 г. и с тех пор не мог найти этому активу достойное применение. "Инвесторы уже начали сомневаться в целесообразности этого приобретения", - сказал аналитик банка "Траст" Владислав Метнев. В ответ представители "ЮКОСа" обещали задействовать словацкую трубу для реализации амбициозных планов по расширению экспорта в Европу. А и. о. президента "ЮКОС РМ" Михаил Брудно даже назвал Transpetrol "ключевым звеном для увеличения континентальных поставок в Европу" и утверждал, что компания хочет задействовать трубопровод для снабжения трех НПЗ в Южной Германии.
"Среди российских нефтяников "ЮКОС" демонстрирует самые высокие темпы прироста экспорта, активно осваивая новые направления", - говорит аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров. Он напомнил, что в прошлом году "ЮКОС" отправил на экспорт более 50% из добытых им 69.5 млн т нефти, в этом же году темпы прироста экспорта примерно соответствовали темпам прироста компании добычи и составили более 20%. При этом компания пытается переходить на долгосрочные соглашения с европейскими потребителями. Так, в декабре 2002 г. "ЮКОС" заключил семилетний контракт с польским нефтеконцерном PKN Orlen на поставку 31 млн т нефти, а в июле этого года - с венгерским концерном MOL о поставках 72 млн т нефти в течение 10 лет.
В.Нестеров полагает, что расширение континентальных поставок в Европу сейчас приобретает особое значение для "ЮКОСа", ведь его проект строительства трубопровода в Китай - "Ангарск - Дацин" - по-прежнему остается под вопросом. "Здесь же компания получит возможность гарантированных поставок на перспективный рынок", - отмечает эксперт.
Transpetrol, будучи единственным оператором словацкого участка нефтепровода "Дружба" протяженностью 515 км, прокачивает около 9.5 млн т нефти в год при пропускной способности 21 млн т. Одна из веток Transpetrol стыкуется с трубопроводными системами Венгрии и Хорватии, другая уходит на чешский трубопровод Mera, построенный для поставок сырья из порта Триест, и в Германию. Выручка Transpetrol по итогам 2002 г. составила 3.44 млрд словацких крон (93.6 млн долл.) , прибыль до налогообложения - 525.5 млн словацких крон (14.3 млн долл.).
Комментарии отключены.