"ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Тюменская нефтяная компания" (ТНК) и "Сибнефть" подписали сегодня меморандум о взаимопонимании по вопросу строительства нефтепровода Западная Сибирь - Мурманск.
По сути этот проект консолидирует усилия российских компаний по продвижению на нефтяной рынок Америки, в т.ч. США. Только в этом году российские "пионеры" продвижения на американский рынок - ЮКОС и ТНК - в одиночку приняли решение экспортировать нефть на американский рынок и доставили первые сотни тысяч тонн российской нефти на рынок США.
Как заявил на церемонии подписания меморандума глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов, это крупнейший в истории новой России проект, реализация которого изменит представление о российской нефтяной промышленности. Исполнительный директор ТНК Герман Хан отметил, что ранее крупнейшие российские нефтяные компании лишь подписывали совместные обращения в правительство с просьбой о поддержке, а сегодня они объединили усилия для реализации первого в российской истории совместного проекта по транспортировке и продвижению на международные рынки.
В целом строительство трубопровода Западная Сибирь - Мурманск связано с недостатком экспортных мощностей России - как существующих, так и строящихся. Это касается проекта по строительству "трубы" в Китай и по развитию существующих Балтийской трубопроводной системы и Каспийского трубопроводного консорциума.
Как напомнил глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, Россия намерена увеличить добычу нефти к 2010 г. до 510 млн т против 377 млн т в 2002 г. Соответственно в 2010 г. примерно 214 млн т планируется перерабатывать в России, а 296 млн т экспортировать. Дефицит экспортных мощностей к 2010 г. может вырасти с существующих 31 млн т до 80 млн т. Кроме того, транспортные расходы при мировой цене на российскую нефть марки URALS на уровне 17 долл. за баррель делают ее экспорт убыточным. После реализации этого проекта общие транспортные расходы по доставке нефти по маршруту от месторождений в Западной Сибири до США протяженностью 5.8 тыс. миль составят 24.7 долл. за тонну. В настоящее время доставка нефти по маршруту "Западная Сибирь-нефтепровод "Дружба-Адрия"-США" протяженностью 6.038 тыс. миль обходится в 29.5 долл. за тонну. Доставка нефти по маршруту нефтепровод "Баку-Тбилиси-Джейхан-США" протяженностью 6.4 тыс. миль - 31.9 долл. за тонну. Расходы по маршруту "Западная Сибирь-нефтепровод КТК-США" протяженностью 6.685 тыс. т - 29.9 долл. за тонну. Маршрут "Персидский Залив-США" обходится в 19.5 долл. за тонну.
Как было заявлено на церемонии подписания меморандума, проект открыт, и в нем могут принять участие и другие компании, в том числе и международные, которые работают в России. В частности, о своей готовности участвовать в проекте заявил и "Суругутнефтегаз". Доля участия и соответственно объемы прокачки нефти будут утверждены позднее. Однако, как сообщил В.Алекперов, инициаторы проекта уже дали предварительные гарантии по прокачке нефти через будущий мурманский терминал, исходя из предварительной проектной мощности трубопровода в 80 млн т нефти в год. Так, "ЛУКОЙЛ" гарантирует 20 млн т нефти в год, "ЮКОС" - 20 млн т нефти в год, ТНК и "Сибнефть" - по 10 млн т нефти в год. Глава "ЮКОСа" М.Ходорковский заявил о возможном увеличении мощности до 120 млн т в год при успешной реализации проекта и при расширении состава участников.
Нефть из Мурманска будет круглогодично транспортироваться танкерами на рынки Западной Европы и Северной Америки. В качестве оператора проекта предполагается утвердить госкомпанию АК "Транснефть", поскольку она обладает опытом, необходимым для управления крупной трубопроводной системой. Кроме того, новый трубопровод станет лишь частью национальной трубопроводной системы, которой и управляет "Транснефть".
Глубина акватории Мурманского порта позволяет загружать танкеры дедвейтом до 300 тыс. т. В настоящее время российские компании транспортируют нефть танкерами по 140 тыс. т через Черное и Средиземное моря, проливы которых не позволяют проходить крупным танкерам. Кроме того, сохраняется зависимость от цены за проход по проливам этих морей.
Согласно прогнозам департамента энергетики США и международного энергетического агентства IEA, доля России на американском рынке (в т.ч. США) к 2010 г. вырастет до 13% против практически "нулевой" в настоящее время. Доля ОПЕК (арабские страны) составит 22% (в 2001 г. - 28%), ОПЕК (прочие) - 20% (23%), Канада - 14% (15%), стран Северного моря - 5% (6%), Мексика - 14% (15%), прочие - 12% (13%). В 2001 г. на рынке США Саудовская Аравия занимала 17.6%, Мексика - 15.1%, Канада -144%, Венесуэла - 14%, Нигерия - 8.8%, Ирак - 8.5%, прочие (не включая Россию) - 21.5%.
Строительство трубопровода Западная Сибирь - Мурманск запланировано в 2004-2007 гг. Ввод в действие трубопровода мощностью 80 млн т и мурманского терминала запланирован на 2007 г.
В настоящее время участники проекта рассматривают 2 варианта маршрута трубопровода: Западная Сибирь - Ухта - Мурманск, протяженностью 3600 км, и Западная Сибирь - Уса - Мурманск (через Белое море), протяженностью 2500 км. Стоимость проекта в зависимости от маршрута составит 3.4 - 4.5 млрд долл.
Общие налоговые поступления в бюджет от реализации проекта составят 9.2 млрд долл., в том числе в федеральный бюджет - 4 млрд долл., в региональный - 5.2 млрд долл.
Комментарии отключены.