Замглавы Минфина Сергей Шаталов 8 сентября заявил, что до 30 ноября 2006 г. его ведомство внесет в правительство законопроект о борьбе с трансфертными (внутрикорпоративными) ценами. Как стало известно "Коммерсанту", на самом деле Минфин намерен протолкнуть через правительство законопроект двухлетней давности, позволяющий ФНС доначислять налоги, исходя из собственного понимания рыночной цены. В администрации президента заявили, что законопроекту нужна новая концепция: предлагаемую редакцию документа два года назад Владимир Путин отверг.
По словам С.Шаталова, к ноябрю Минфин подготовит и внесет в правительство поправки в статьи 20 и 40 Налогового кодекса, регулирующие контроль за использованием трансфертных цен. "Я очень надеюсь, что до конца года мы внесем их уже в Госдуму",- сообщил замминистра, добавив, что "законопроект очень сложный и потребует длительного обсуждения".
На первый взгляд документ должен пройти правительство и Госдуму на ура, ведь о его необходимости в своем бюджетном послании этого года заявил президент. Появившееся после этих слов поручение кабинета министров обязало Минфин, Минэкономразвития и Минюст в срок до 30 ноября 2006 г. представить проект соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Минфин, однако, попросту снял с полки внесенный в правительство еще 28 декабря 2004 г. законопроект "О внесении изменений в статьи 20 и 40 первой части Налогового кодекса" и отправил его на согласования.
Поправками в НК Минфин намерен сократить возможности предпринимателей по уходу от налогов через трансфертные цены; напомним, именно с этой темы началось преследование НК "ЮКОС", активно применявшей этот механизм в схемах оптимизации налогообложения. По мнению чиновников, связанные друг с другом компании в холдингах сокращают свои платежи, "рисуя" в контрактах заниженные или завышенные цены и сейчас.
Изменениями законодательства последних лет поле для применения трансфертных цен значительно сужено - так, ликвидированы внутренние офшоры, бывшие необходимыми для наиболее распространенных схем трансфертного ценообразования в сырьевой отрасли, налог на добычу нефти исчисляется не в процентах, а в рублях по фиксированной ставке, акциз на сигареты с 2007 г. будет рассчитываться не с их отпускной, а с розничной цены, Минфин полагает, что проблема остается.
К примеру, по словам главы ведомства Алексея Кудрина, многие добывающие компании сейчас создают торговые компании в другом регионе и передают им ресурсы по заниженным ценам. "Таким образом центр прибыли переводится на торговую площадку в другой регион. Я не поддерживаю такую миграцию",- заявлял ранее министр.
Чтобы покончить с такой практикой, Минфин предлагает переписать две статьи НК, определяющие критерии взаимозависимости компаний и способы контроля за рыночностью цен. Законопроект предусматривают введение по образцу других стран перечня документов, которыми налогоплательщик в случае проверки будет доказывать рыночность примененных им цен.
Кроме того, предлагается резко расширить критерии взаимозависимости компаний, таковыми могут быть признаны не только материнская и дочерняя компании, но и "сестринские", "внучатые" и т. д. Самое существенное - если контрагенты по сделке не смогут подтвердить ФНС рыночность ценообразования в сделках, налоговики смогут доначислять и в бесспорном порядке взыскивать налоги, исходя из цен сделки, которые, по мнению ФНС, используют на рынке добропорядочные и независимые друг от друга налогоплательщики.
Два года назад все эти предложения уже встретили жесткую реакцию бизнеса. "Новые права по определению рыночной цены сделки дадут налоговому инспектору возможность самому решать, сколько налогов должна платить конкретная компания. Таким способом можно будет обанкротить любого",- заявлял тогда президент РСПП Александр Шохин. Не понравилось бизнесу и увеличение издержек из-за необходимости собирать дополнительные документы, и фактическое перекладывание бремени доказательства рыночности цены с налоговиков на предпринимателей.
Зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков сообщил, что позиция бизнеса с тех пор нисколько не изменилась. По его мнению, законопроект Минфина не имеет отношения к поручению Владимира Путина из бюджетного послания. "Президент заявил, что "контроль должен быть ориентирован на внешнеэкономические сделки с зависимыми лицами и не препятствовать нормальному рыночному ценообразованию". Минфин же хочет бороться с трансфертными ценами внутри страны",- отметил С.Беляков. По его словам, в соответствии с мировой практикой цель контроля за трансфертными ценами состоит в предотвращении оттока капитала из страны и применять его внутри страны излишне.
"Два года назад возражения бизнеса показались убедительными президенту, и он лично распорядился заморозить принятие законопроекта. Поэтому сейчас мы самым внимательным образом отнесемся к содержанию документа",- сообщил источник в администрации президента. По его словам, законопроект Минфина "отстал от мировой практики" борьбы с трансфертным ценообразованием и, скорее всего, будет полностью переписан. Концепцию новой редакции, по словам источника, администрации и Минфину еще только предстоит определить; не исключено, таким образом, что до ноября проект Минфина все-таки не попадет в Госдуму.
Комментарии отключены.