"Волготанкер" объявил, что распрощался со своим крупнейшим клиентом - нефтяной компанией "ЮКОС", которая из-за финансовых проблем решила отказаться от речных перевозок. Впрочем, в "Волготанкере" уверяют, что объемы заказов не упадут благодаря заказам от других нефтяников. А эксперты считают, что пароходству сейчас даже выгодно дистанцироваться от опальной компании.
В 2004 г. на долю "ЮКОСа" пришлось 52% общего объема перевозок нефти и нефтепродуктов "Волготанкера". Но в этом году заявок от нефтяной компании не поступало, рассказывает вице-президент "Волготанкера" по связям с общественностью Андрей Клейменов.
Сотрудник "ЮКОСа" подтвердил "Ведомостям", что в этом году компания решила отказаться от перевозок своей продукции по реке. По его словам, это связано с потерей основного добывающего предприятия - "Юганскнефтегаза", который в конце прошлого года был продан за долги "Роснефти". "К тому же мы вынуждены экономить средства, так как наши счета арестованы. Поэтому мы вынуждены выбирать более дешевые виды транспорта, а зачастую и продавать нефть на скважине, чтобы не оплачивать транспортные издержки", - отмечает собеседник.
Аналитик компании "Метрополь" Евгений Сосков говорит, что после продажи "Юганска" у "ЮКОСа" стало больше перерабатывающих мощностей, чем добывающих. "Для внутренней транспортировки своей нефти им достаточно трубопроводного транспорта", - уверен он.
Впрочем, А.Клейменов уверяет, что, несмотря на потерю крупного клиента, объем перевозок у "Волготанкера" в этом году будет не ниже, а возможно, и выше, чем в 2005 г. "Объем заявок на перевозку нефти и нефтепродуктов на этот год сейчас превышает перевозные мощности "Волготанкера" на 7%", - говорит он.
Эксперты предполагают, что компания продолжит возить нефть "Юганска", а ее крупнейшим заказчиком станет "Роснефть". "Нефть "Юганска" никуда не делась, просто у предприятия сменился собственник", - отмечает Юрий Песков, начальник аналитико-информационного центра компании "Новошип". Представители "Роснефти" и "Волготанкера" не комментируют эту информацию.
А вот представитель трейдерской компании Palmali Фоат Халилов полагает, что "Волготанкеру" не удастся сохранить объемы перевозок на прежнем уровне, так как объем речных перевозок в России уменьшается. Palmali, по его словам, ожидает снижение объема своих нефтяных перевозок по реке на 15% по сравнению с 2004 г. "Даже если иметь в виду, что нефть "Юганскнефтегаза" осталась в объеме перевозок "Волготанкера", совокупный объем перевозок компании вряд ли останется на прошлогоднем уровне", - считает Ф.Халилов.
Аналитик Газпромбанка Сергей Суверов считает, что "Волготанкер" сделал это заявление в рамках предпродажной подготовки компании. "Им нужно максимально дистанцироваться от "ЮКОСа", - поясняет эксперт.
В августе 2004 г., в разгар дела "ЮКОСа", самарская прокуратура обвинила "Волготанкер" в уклонении от уплаты налогов в 2002-2004 гг. на 300 млн руб. В декабре налоговики предъявили пароходству претензии за 2001 г. на 715 млн руб., проверки за 2002-2003 гг. еще продолжаются. В январе 2005 г. налоговые органы добились ареста счетов и части имущества "Волготанкера", а в феврале самарская прокуратура предъявила шести его руководителям обвинения в мошенничестве и отмывании доходов. Устав от борьбы, менеджеры "Волготанкера" решили продать пароходство, но пока покупатель не найден.
В 2004 г. "Волготанкер" перевез около 11 млн т нефти и нефтепродуктов. Выручка пароходства за 9 месяцев 2004 г. - более 4 млрд руб., чистая прибыль - 309 млн руб. Флот "Волготанкера" насчитывает 353 судна дедвейтом 1.25 млн т. Около 95% перевозок "Волготанкера" - нефть и нефтепродукты, около 5% - металлопродукция. Основные заказчики в 2004 г. - "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", ТНК-ВР, "Башнефть" и независимые трейдеры. Менеджеры "Волготанкера" контролируют около 80% его акций, 20% принадлежит государству.
Комментарии отключены.