"Транснефть" с 2001 г. ежегодно продает порядка 200,000 т "излишков" нефти, которые появляются из-за неточностей измерительных приборов, испарений нефти из резервуарного парка и т.д. В этом году у "Транснефти" появилась возможность резко нарастить объемы продаж нефти. Монополия предложила "ЮКОСу" расплачиваться за свои услуги нефтью и в октябре получила от него порядка 400,000 т сырья. Правительство посоветовало "Транснефти" продать эту нефть в Китай, чтобы избежать срыва поставок нефти. Но нефть до сих пор не реализована, так как монополии не удается найти трейдера.
Похоже, сложности со сбытом нефти заставили "Транснефть" пересмотреть условия прокачки. Монополия предпочла транспортировать нефть "ЮКОСа" в долг. "За ноябрь мы не планируем брать нефть в оплату наших услуг и пока записываем неоплаченные услуги в дебиторскую задолженность монополии", - сообщил вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Он сказал, что компания рассчитывает получить от "ЮКОСа" деньги, когда это будет возможно.
Как сообщает газета "Ведомости", чиновники считают прокачку в долг верным решением. "У компании уже и так возникли сложности с продажей нефти, поэтому лучше в долг", - считает один из членов совета директоров монополии. Он предполагает, что "ЮКОС" может частично рассчитываться за прокачку из средств, которые у компании есть на производственную деятельность. Другой член совета директоров монополии считает, что даже в случае банкротства "ЮКОСа" эти деньги монополия получит. Оба чиновника отметили, что с согласия государства решение этого вопроса отдано на усмотрение менеджменту.
Но эксперты отмечают, что "Транснефть" рискует вообще не получить эти деньги. "В случае если "ЮКОС" будет обанкрочен и продажа "Юганскнефтегаза" [основного добывающего предприятия "ЮКОСа", который выставлен на аукцион] затянется по каким-то причинам, "Транснефть" может вообще не получить этих денег, - предупреждает Лев Сныков из "Совлинка". - В любом случае платежи будут задержаны, а это уже риск". А аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров считает риск невозврата долгов небольшим: "Банкротство еще не означает невозврат долгов, их вернуть может и новый собственник". Всего он оценивает оплату "ЮКОСом" услуг "Транснефти" в 75 млн долл. в месяц. Оба эксперта признают, что другого выхода у "Транснефти" нет. "Иначе это вообще остановит производственную деятельность "ЮКОСа", - поясняет Л.Сныков. В "ЮКОСе" от комментариев отказались.
В 2003 г. "Транснефть" транспортировала около 400 млн т нефти. Государству принадлежат 100% голосующих акций компании. Выручка "Транснефти" за 2003 г. по РСБУ составила 120.7 млрд руб., чистая прибыль - 35.4 млрд руб. "ЮКОС" добыл в 2003 г. 80.8 млн т нефти и 5.65 млрд куб. м газа. Сумма непогашенных налоговых претензий к компании и ее "дочкам" достигает 20.6 млрд долл. Активы и счета компании арестованы.
Комментарии отключены.