Москва, 06 марта. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Межрегиональный банковский совет при Совете Федерации Федерального Собрания РФ 5 марта 2009 г. вынес проект решения по теме: «Стратегические вопросы развития банковской системы России в современных условиях». Об этом МФД-ИнфоЦентр сообщили на заседании межбанковского совета.
В заседании приняли участие: председатель Совета Федераций С. Миронов, председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Д.Ананьев, президент «АРБ» Г. Тосунян, вице-президент «АРБ» А. Милюков, председатель правления ОАО «Уралсиб» А. Донских, председатель Тульского банковского объединения В. Алексашин, председатель правления «Эллипс Банка» М. Гуревич, директор центра стратегических исследований "Банка Москвы" А.Ведев, председатель комитета ТПП РФ по инвестиционной политике А. Данилов-Данильян, директор департамента надзора "Банка России" А. Семановский, старший вице-президент "Росбанка" М. Ершов, депутат ГосДумы, президент "Ассоциации региональных банков "Россия" А. Аксаков.
Участники Межрегионального банковского совета считают, что принятые государством антикризисные меры не привели к коренному улучшению экономической ситуации, а только временно стабилизировали банковскую систему. Вместе с тем, существует ряд системных целей, требующих новых решений и комплексного стратегического подхода для стабилизации ситуации и определения дальнейших точек экономического роста.
Участники Межрегионального банковского совета отмечают, что в настоящее время удалось сохранить национальную банковскую систему - избежать громких банкротств, массового оттока вкладов населения. В то же время следует отметить, что попытка удержания инфляции путем сжатия денежной массы не увенчалась успехом, а, наоборот, привела к недополучению налогов бюджетами всех уровней, падению внутреннего спроса, создала предпосылки к глобальному бюджетному дефициту, способствовала усилению деградации экономики и, таким образом, в долгосрочной перспективе заложила негативные тенденции развития экономики и рост безработицы. В этой связи возникает вопрос о необходимости серьезной корректировки экономического курса.
Участники Межрегионального банковского совета считают необходимым реализацию в банковском секторе следующих основных мероприятий:
1. В качестве монетарных мер: снижение ставки рефинансирования до 8% -10% годовых;
введение валютного регулирования для юридических лиц в части установления требований к продаже валютной выручки.
2. Для повышения капитализации национальной банковской системы: введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка; освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков; снижение норматива достаточности капитала; увеличение соотношения капитала 2-ого уровня к капиталу 1-ого уровня с 50% до 100%; пересмотр ограничения размера субординированных кредитов, учитываемых при расчете капитала с 15% от капитала на 01.108 до 50% от капитала на последнюю квартальную отчетную дату; покупка государством пакетов привi7iегироианньих акций с фиксиро— ванным размером дивиденда.
3. Для консолидации банковского сектора: предоставление государством частным банкам капитала (привилегированные акции/субординированные кредиты), для приобретения неплатежеспособных банков; совершенствование процедуры реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства.
4. Для формирования пассивов банков за счет источников внутреннего рынка: обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов ЦБ и снижение их стоимости; значительное увеличение размера страховых возмещений по вкладам физических лиц (как минимум до З млн руб.), страхование средств
юридических лиц; законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов; обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков; предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках.
5. В качестве расширении спектра государственных гарантий: включение 30-50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов на конкурсной основе под гарантии государства; включение 30-50 крупнейших банков в программу кредитования предприятий МСБ на конкурсной основе под гарантии государства; дальнейшее увеличение капиталов АСВ и АИЖК (на 100 млрд руб. и 60 млрд руб. соответственно); покрытие обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты, в том числе ипотечные, в результате кризиса.
б. Для упорядочения рынка «проблемных» активов: формирование единой системы классификации проблемных активов; выкуп государством у банков проблемных активов;
введение упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных со взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество;
7. Для повышении прозрачности и технологичности банковской системы: установление для 30-50 крупнейших банков обязанностей по подготовке отчетности в полном соответствии с правилами МСФО на ежеквартальной основе; ввод дифференцированной системы надзора за банками; разработка Банком России специальных нормативных актов для банков по антикризисному риск — менеджменту; переход на электронный формат подачи отчётности банков регуляторам; совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов;
Участники Межрегионального банковского совета также констатируют необходимость реализации следующих основных мероприятий в реальном секторе экономики: снижение налоговой нагрузки, прежде всего, ставок НДС и ЕСН; удержание/снижение тарифов естественных монополий; финансирование конкретных инфраструктурных и высокотехнологичных проектов (транспортные сети, социальное жилье и ремонт жилого фонда, электроэнергетика, информационные технологии, машиностроение, авиация, космическая отрасль); поддержка внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования (посредством субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной компенсации стоимости товара).
Данные меры позволят стимулировать спрос на продукцию большего количества участников рынка, прекратить финансирование неэффективных предприятий, снизить издержки предприятий и повысить их экономическую активность, даже несмотря на выпадающие доходы, существенно снизить коррупционную составляющую, заложить основу для экономического роста после выхода кризиса.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, кредитные организации не должны применять методы недобросовестной конкуренции, соблюдать этические принципы в отношениях с клиентами и конкурентами: не допускать информационных атак на банки- конкуренты; предоставлять клиентам мотивированные обоснования повышения стоимости банковских услуг по действующим договорам; предоставлять проблемным заемщикам возможность реструктурировать существующие обязательства в целях сохранения платежеспособности; не допускать злоупотреблений при реализации заложенного имущества, особенно квартир, использовать обращения взыскания на заложенное имущество в качестве крайней меры взыскания задолженности.
Участники Межрегионального банковского совета считают, что отсутствие доступности кредитных ресурсов может вызвать спираль дефолтов, стагнацию реального сектора, деградацию целых отраслей экономики. Управление доходностью денежных ресурсов нельзя смешивать с борьбой с инфляцией. Существенное снижение капитализации банковской системы, наращивание «плохих» активов банками может привести к значительным изменениям всех обязательных банковских нормативов. В результате, банковская система может остаться без капитала уже ко второму кварталу 2009 г.
Наращивание государственного контроля, ужесточение налогового контроля как мера собираемости налогов, усиление надзора со стороны регуляторов не будут способствовать развитию финансового рынка, а будут окончательно убивать предпринимательскую активность.
Для укрепления экономики и предотвращения возможных социальных потрясений необходимо срочное принятие мер по стимулированию внутреннего спроса и обеспечению стабильности поведения населения.
Комментарии отключены.