Угольные компании Кузбасса из-за расширения Транссиба могут терять 19 млрд руб в год - СМИ

МОСКВА, 25 авг - РИА Новости. Министерство транспорта РФ предложило повысить железнодорожный тариф при перевозке угля на экспорт, ежегодные потери угольных предприятий Кузбасса могут составить 19 миллиардов рублей, сообщает в четверг газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в ведомстве, ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и ряде угольных компаний.

Повышение тарифа может составить от 20% до 30% - дополнительные деньги нужны РЖД, чтобы увеличить пропускную способность участка Транссиба Тайшет-Междуреченск, без чего не смогут заработать крупные угольные проекты в Туве. Министерство транспорта вынесло на обсуждение возможность введения 20%-й надбавки на экспортную перевозку угля, идея была озвучена 18 августа на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака.

Как сказал один из топ-менеджеров РЖД, слова которого приводит "Коммерсант", на совещании должен был обсуждаться вопрос о реализации проекта по строительству новой железнодорожной линии Кызыл-Курагино протяженностью 409 км, которая ведет к месторождениям Улуг-Хемского угольного бассейна в Туве. Там готовятся начать добычу угля Evraz Group Романа Абрамовича и Александра Абрамова, "Северсталь" Алексея Мордашова и ЕПК Игоря Алтушкина и Руслана Байсарова. Без этой железнодорожной ветки реализация тувинских проектов невозможна. Тем не менее, обсуждение свелось к разговору об источниках финансирования развития уже существующего участка Красноярской железной дороги - Тайшет-Междуреченск (к нему будет подключена ветка Кызыл-Курагино), отметил он.

Издание отмечает, что Транссиб уже сейчас испытывает дефицит провозных емкостей, а в ближайшее десятилетие, по расчетам РЖД, грузооборот должен вырасти на 86,7 миллиона тонн, то есть в 1,7 раза к текущему уровню. В текущем году РЖД объявили о начале проекта комплексного развития участка Междуреченск-Тайшет, в ходе которого должно быть построено 145 километров вторых путей и обновлены основные объекты инфраструктуры. На эти цели в 2011-2013 годах железнодорожная монополия выделит 4,4 миллиарда рублей.

В то же время, источник газеты отметил, что общая стоимость расширения Транссиба на этом участке составляет более 120 миллиардов рублей. Без увеличения пропускной способности участка Тайшет-Междуреченск реализация угольных проектов в Туве может затрудниться.

"Коммерсант" отмечает, что повышение тарифа коснется в основном компаний Кузбасса, где сосредоточены основные угледобывающие мощности. Крупнейшие из работающих в Кемеровской области компаний - "Кузбассразрезуголь" (КРУ), Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК), "Южный Кузбасс" группы "Мечел", "Южкузбассуголь" и "Распадская" (на 100% и 40% соответственно принадлежащие Evraz), "СДС-уголь", "Сибуглемет", Кузбасская топливная компания.

Источник "Коммерсанта" в администрации Кемеровской области отметил, что суммарный объем производства кузбасских предприятий в 2010 году составил 185 миллионов тонн (или более 60% от общего объема добычи по стране), на экспорт было поставлено порядка 80 миллионов тонн.

Угольные компании Кузбасса не прокомментировали изданию инициативу Минтранса. В то же время, издание со ссылкой на источники отмечает, что в защиту угледобывающих компаний уже выступил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.

В начале недели он направил письмо председателю правительства РФ Владимиру Путину, в котором попросил "более тщательно проработать предложения по дополнительной индексации железнодорожных тарифов". В письме утверждается, что "реальный рост железнодорожного тарифа для угля в 2011 году уже составил 25-30%". По данным Тулеева, рентабельность экспорта угля "даже для лучших предприятий" составляет 15-16%, и повышение тарифа на экспортные перевозки угля на 20% приведет к изъятию из угольной отрасли Кузбасса 19 миллиардов рублей в год.

По оценкам источников "Коммерсанта" в угольной отрасли, повышение тарифа затронет в основном производителей энергетического угля. Сейчас железнодорожная составляющая в экспортной цене энергетического угля в порту отгрузки (FOB) составляет 40% (в цене коксующегося - менее 20%). Себестоимость продажи энергетических углей в порту составляет 90-105 долларов за тонну плюс порядка 10 долларов - расходы на морскую транспортировку, уточнил изданию Борис Красноженов из "Ренессанс Капитала".

При текущей цене угля на уровне 125 долларов за тонну в Европе и 149 долларов в Китае рентабельность экспортных продаж составляет 20-30%, сказал газете Олег Петропавловский из БКС. Таким образом, если общий тариф поднимут на 20%, рентабельность поставок в Европу будет стремиться к нулю, если на 30% - экспорт станет бессмысленным, констатирует издание.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

05.09.2011
13:59
Добыча угля в РФ в январе-августе выросла на 2,3%, до 212,2 млн т - ЦДУ ТЭК [Версия 1]
29.08.2011
21:21
"Мечел" вывел на полную производственную мощность обогатительную фабрику "Нерюнгринская"
26.08.2011
21:10
Румынская "дочка" "Мечела" планирует привлечь кредиты общим объемом $106 млн
25.08.2011
17:45
"Южный Кузбасс" в 2012 году намерен увеличить добычу угля на 18% - до 16,5 млн т
25.08.2011
08:58
Угольные компании Кузбасса из-за расширения Транссиба могут терять 19 млрд руб в год - СМИ
25.08.2011
08:41
"Мечел" выступит поручителем по кредиту "Уралсиба" Белорецкому меткомбинату на 25 млн евро
18.08.2011
19:12
ФСФР зарегистрировала допэмиссию "Мечел-Майнинга" на 26,9 млрд руб
16.08.2011
18:45
"Мечел" может значительно увеличить закупку "БелАЗов", планирует сотрудничество с БМЗ [Версия 1]
16.08.2011
17:00
"Мечел" может значительно увеличить закупку "БелАЗов", планирует сотрудничество с БМЗ
Комментарии отключены.