ОБОБЩЕНИЕ - «Ледяные» крылья ATR-72 завершили полет на взлете

МОСКВА, 16 июл - Прайм. Межгосударственный авиационный комитет (МАК), как и ожидалось, основной причиной, приведшей к крушению в апреле прошлого года самолета ATR-72 авиакомпании "ЮТэйр" , назвал необработку судна противообледенительной жидкостью. Виновных в катастрофе еще предстоит определить Следственному комитету.

Авиакомпания, в свою очередь, еще до окончания расследования предприняла ряд мер - в частности, все воздушные суда теперь в обязательном порядке обрабатываются противообледенительной жидкостью.

МАК обнародовал отчет на 229 страницах во вторник.

Самолет ATR-72 авиакомпании "ЮТэйр", выполнявший 2 апреля 2012 года рейс Тюмень-Сургут, упал при взлете из аэропорта Тюмени. На борту находились 43 человека - 39 пассажиров и четверо членов экипажа. Погиб 31 человек, 12 получили ранения.

Разбившийся самолет был выпущен в 1992 году. На момент катастрофы налет составлял 35,523 тысячи летных часов (49,663 тысячи посадок). В графе «сведения о ремонте судна» указано, что он эксплуатировался по безремонтной технологии эксплуатации, последнее периодическое техобслуживание было проведено «ЮТэйр-Техник» 22 января 2012 года. Предполетная подготовка была выполнена накануне вылета из аэропорта Тюмени. Судно застраховано не было.

ПРИЧИНЫ КАТАСТРОФЫ

"Непосредственной причиной катастрофы самолета АТR72-201 VP-BYZ явилось принятие командиром воздушного судна решения на вылет без проведения противообледенительной обработки при наличии на поверхности самолета снежно-ледяных отложений, обнаруженных экипажем при рулении воздушного судна, что привело к ухудшению аэродинамических характеристик самолета и его сваливанию в наборе высоты после взлета, а также нераспознание экипажем выхода самолета на данный режим и, как следствие, непринятие мер для вывода самолета на эксплуатационные режимы полета", - говорится в сообщении МАК.

Отмечается, что сваливание самолета произошло на эксплуатационных углах атаки сразу после уборки закрылков, при включенном автопилоте, до срабатывания сигнализации о приближении к сваливанию.

Системной причиной катастрофы, по данным МАК, явились недостатки в организации наземного обслуживания самолета и подготовке персонала в ООО «ЮТэйр-Техник». Способствующими факторами стали: недостатки в системах управления безопасностью полетов «ЮТэйр» и управления качеством «ЮТэйр-Техник», недостатки первоначальной и периодической подготовки членов экипажа в части понимания степени опасности выполнения взлета с неустраненным наземным обледенением, возможная усталость членов экипажа из-за нарушения режима труда и отдыха при выполнении разделенных полетных смен, а также большая задолженность по отпускам.

Cогласно отчету, командир разбившегося самолета 1984 года рождения имел общий налет 2,602 тысячи часов (2,522 тысячи часов - на ATR 42/72). При этом на момент катастрофы у него было 111 неотгуленных отпускных дней, в 2011 году он отдыхал всего 8 дней, в 2012 году - 20 дней. Второй пилот 1988 года рождения имел общий налет 1,825 тысячи часов (1,765 тысячи часов - на ATR 42/72). На момент катастрофы у него было 123 неиспользованных отпускных дня, в 2011 году он не брал отпуск, а в 2012 году был в отпуске всего неделю.

Теперь следствие должно определиться с фигурантами дела, возбужденного по факту катастрофы ATR-72. По словам представителя Уральского следственного управления на транспорте СК, это будет не ранее чем после проведения комплексной авиационно-технической экспертизы. По предварительным оценкам, проведение этой экспертизы займет не менее двух месяцев.

РЕКОМЕНДАЦИИ МАК

По итогам расследования катастрофы с ATR- 72 МАК дал ряд рекомендаций как авиационным властям РФ, так и авиакомпании.

В частности, авиавластям РФ рекомендовано рассмотреть целесообразность разработки правил по технической эксплуатации, техобслуживанию и наземному обслуживанию судов с учетом международного и отечественного опыта. МАК также предлагает рассмотреть возможность создания пунктов контроля состояния поверхности ВС на предмет наличия наземного обледенения перед взлетом и ввести в перечень аэропортовой деятельности операции по наземному обслуживанию судов.

Авиакомпаниям, эксплуатирующим ATR 42/72, рекомендовано совместно с ATR провести летно-практическую конференцию по обмену опытом эксплуатации указанных судов. В процессе переучивания пилотов на ATR 42/72 рекомендовано в обязательном порядке предусмотреть выполнение упражнений «взлет с неустраненными снежно-ледяными отложениями на стабилизаторе».

«ЮТэйру» даны рекомендации, изложенные в 17 пунктах, в том числе доработать систему управления безопасностью полетов авиакомпании с учетом выявленных в ходе расследования недостатков, обеспечить строгое выполнение установленных ограничений по режиму труда и отдыха летного состава, а также по своевременному предоставлению отпусков. Генеральному директору «ЮТэйра» Андрею Мартиросову предписано рассмотреть вопрос о создании структуры по наземному обслуживанию, отвечающей установленным требованиям.

Производителю самолета компании ATR рекомендовано рассмотреть целесообразность внесения в документацию описания негативного воздействия наземного обледенения различных частей самолета, а также его влияния на характеристики устойчивости и управляемости.

МЕРЫ, ПРЕДПРИНЯТЫЕ «ЮТЭЙРОМ»

В 2012-2013 годах в компании «ЮТэйр» осуществлялось плановое совершенствование системы управления безопасностью полетов в области наземного обслуживания воздушных судов, сказали агентству "Прайм" в авиакомпании.

«В руководство по производству полетов внесены изменения, исключающие ситуационное принятие решения о противообледенительной обработке экипажем и наземным персоналом (практика «чистого крыла»), минимизировав влияние человеческого фактора. Обработка воздушного судна противообледенительными жидкостями проводится в 100% случаев при наличии метеорологических условий, предвестников обледенения - переход температуры воздуха через 0 градусов, мокрый снег, ледяной дождь», - сказали в компании.

В «ЮТэйре» отметили, что такая работа проведена с учетом лучших мировых практик, несмотря на значительный рост затрат на обработку воздушного судна, и носит инновационный характер для России.

«Авиакомпания регулярно проводит мониторинг агентов по наземному обслуживанию на предмет обязательного соответствия требованиям нормативных документов Российской Федерации в области гражданской авиации и требованиям руководящих документов авиакомпании. Проверяется наличие специальной техники, реагентов соответствующего класса и обученного персонала», - отметили в авиакомпании.  

Группа "ЮТэйр" по итогам 2012 перевезла 9,38 миллиона человек. В парке группы более 250 самолетов и более 350 вертолетов различных типов и классов. НПФ "Сургутнефтегаз" владеет 60,67% акций авиакомпании, на балансе "дочек" "ЮТэйр" находится около 6,37% акций, менеджменту компании принадлежит около 0,4% акций, free-float - около 5%.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.