Темпы роста авиаперевозок в РФ в 2013 г могут замедлиться до 6-7% - эксперты

МОСКВА, 16 авг - РИА Новости. Рынок пассажирских авиаперевозок РФ в последние годы растет, опережая среднемировые показатели. Основной рост в первом полугодии 2012 года, как и в предыдущие периоды, обеспечили четыре крупнейших российских авиаперевозчика: ОАО «Аэрофлот» , ОАО «Трансаэро» , ОАО «ЮТэйр» и группа S7 (ОАО "Сибирь" и ОАО "Глобус").

При этом аналитики, опрошенные агентством «Прайм», отмечают, что темпы роста в 2013 году могут замедлиться до 6-7%, а некоторые из них прогнозируют замедление уже во втором полугодии 2012 года.

ЛИДЕРЫ РОСТА

По итогам 2011 года российские авиакомпании перевезли 64 миллиона человек, что на 17% больше, чем в 2010 году. В первом полугодии 2012 года перевозки также увеличились на 17%, до 31,943 миллиона человек. На долю четырех крупнейших авиаперевозчиков пришлось более 23 миллионов человек.

Авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро», S7 и «ЮТэйр» по итогам первого полугодия 2012 года показали рост на 27,2%, 25,8%, 27,7% и 40,9% соответственно.

То есть три авиакомпании показывают приблизительно одинаковые темпы роста.

Перевозки «ЮТэйра» (контролируется НПФ «Сургутнефтегаз» )растут быстрее, чем у остальных авиакомпаний. По итогам первого полугодия авиакомпания перевезла 3,883 миллиона человек.

«Я бы сказала, что мы превышаем рост рынка авиаперевозок в развитых странах, и это нормально, так как у нас огромный потенциал, как у страны с развивающейся экономикой, где коэффициент проникновения авиаперевозок достаточно низок. Ближний Восток, например, также показывает результаты выше среднего по рынку», - говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Елена Садовская.

«Аэрофлот» (государство владеет 51% акций) за первое полугодие перевез 7,938 миллиона человек. Вместе с «дочками» (ОАО «Россия», ОАО «Оренбургские авиалинии», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Донавиа» и ОАО «Сахалинские авиатрассы») этот показатель составил около 12 миллионов человек.

Авиакомпания «Трансэро» (контролируют авиакомпанию супруги Александр и Ольга Плешаковы) перевезла 4,33 миллиона человек. Авиакомпании группы S7 (контролируются супругами Владиславом и Натальей Филевыми) перевезли 3,548 миллиона человек.

ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА

По мнению аналитиков, замедление темпов роста авиаперевозок в 2013 году в первую очередь будет связано с замедлением роста экономки. Аналитики отмечают, что авиаперевозки крайне чувствительны к кризисным явлениям.

«На мой взгляд, во втором полугодии темпы роста сохраняться на текущих уровнях, но уже в следующем году я ожидаю замедление до 6-7%», - считает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

Темпы роста авиаперевозок очень сильно зависят от роста экономики в целом. В связи с замедлением темпов экономического роста в следующем году, объем авиаперевозок также будет расти медленнее, рассуждает Шенк.

По словам аналитика ИК "Регион" Аллы Юровой, в следующем году ожидается замедление темпов роста рынка до 6%. Это связано со сложной экономической ситуацией в мире, а также с исчерпанием потенциала рынка при существующем уровне доходов населения. «Для того чтобы продемонстрировать более впечатляющие темпы роста, на наш взгляд, при прочих равных, будет необходим качественно новый скачок в доходах населения», - говорит она.

По мнению Садовской, в первой половине второго полугодия резкого падения трафика не будет.

«Второе полугодие захватывает три месяца высокого сезона (июль, август, сентябрь), которые определяют перформанс рынка за вторые шесть месяцев года. Я полагаю, что в первой половине второго полугодия резкого падения трафика не будет: отпуска распланированы, и все уже давно забронировано и оплачено», - говорит аналитик.

При этом эксперты из ИФК «Метрополь» и ИК "Регион" считают, что темпы роста авиаперевозок начнут замедляться уже во втором полугодии 2012 года.

«Думаю, темпы могут замедлиться. Помимо наблюдающихся кризисных явлений, я бы отметил еще и постепенное насыщение рынка – перевозки росли высоким темпами в 2010 и 2011 году и база для сравнения уже весьма высокая, с нее тяжело продолжать расти высокими темпами», - считает аналитик «Метрополя» Андрей Рожков.

С ним соглашается и Юрова, отмечая, что замедление темпов роста во втором полугодии уже идет.

«В целом по году мы ожидаем рост пассажирооборота на 15,4%, пассажиропотока – на 13,8%. Замедление темпов роста рынка связано с относительно небольшим увеличением покупательной способности населения в текущий период», - говорит аналитик.

САМЫЙ СТОЙКИЙ

Большинство аналитиков отмечают, что наиболее устойчивыми авиакомпаниями являются «Аэрофлот» и «ЮТэйр», затем «Трансаэро» и S7.

«На мой взгляд, самым устойчивым с точки зрения финансового состояния пока является «Аэрофлот». Из-за сравнительно невысокого соотношения чистого долга к EBITDA, показатель находится на уровне 0,61, однако последнее время наблюдается тенденция к увеличению затрат, в конечном итоге это может сказаться на платежеспособности. На второе место я бы поставил «ЮТэйр», у которой есть некоторая «подушка безопасности» в виде вертолетного бизнеса, где конкуренция не так высока, однако довольно высокая долговая нагрузка. Третье место разделяют S7 и «Трансаэро», где уровень долга высок», - считает Шенк.

Клиентов первым может начать терять «Аэрофлот» из-за более высоких тарифов, однако это произойдет только на тех линиях, где есть конкуренция, считает эксперт.

«Если говорить о пассажиропотоке, то я бы отранжировал так: «Аэрофлот», «ЮТэйр», «Трансаэро», S7», - говорит Рожков.

Садовская выделила из этой четверки «ЮТэйр». «Прибыль компании приносят в основном вертолетные работы: компания обслуживает нефтяные компании и ООН. Пассажирские авиаперевозки все еще низкорентабельны. Несмотря на то, что ООН порезала бюджет на миротворческие миссии, где задействован вертолетный бизнес «ЮТэйр», я думаю, что компания достаточно устойчива к кризису», - рассуждает она.

Что касается «Аэрофлота», здесь следует упомянуть о потере монопольного положения на рейсах в Париж, Рим и Милан, что уже ударит по марже перевозчика. Но, в отличие от «Трансаэро», которая заточена под туристические направления, «Аэрофлот» летает во все крупнейшие деловые центры мира. Пассажиры «Аэрофлота» - не только туристы, но и путешествующие по бизнесу, которые ценят удобное расписание и комфортные стыковки. Таким образом, я считаю, что бизнес-модель «Аэрофлота» более диверсифицирована, что поддержит компанию в трудные времена, считает Садовская.

«Сибирь – финансово устойчивая компания c хорошими показателями, хоть и относительно небольшой игрок. Тем не менее, S7 летает в основном по европейским туристическим направлениям и по России, что делает компанию более подверженной риску», - говорит она.

По мнению Юровой, «ЮТэйр» менее всего подвержен кризисным явлениям: в отличие от других перевозчиков, его бизнес диверсифицирован. В то же время, например, бизнес-модель «Трансаэро» характеризуется высокой зависимостью от туристического рынка, который чутко реагирует на изменения в экономической ситуации, считает аналитик.

В целом все авиакомпании испытают на себе негативное влияние кризиса, отмечает Юрова.

«Будущие сравнительно невысокие показатели роста рынка и необходимость поддерживать парк самолетов, который сегодня непрерывно и, на наш взгляд, не всегда оправданно расширяется, могут привести к ухудшению финансовых показателей авиакомпаний», - считает она.

Самой рентабельной авиакомпанией (исходя из отчетности по РСБУ за 2011 год - ред.) является «Аэрофлот». Показатель рентабельности авиакомпании составляет 7,6%. Далее идет "Трансаэро" – 2,1%, "Сибирь"- 1,6,%, у "ЮТэйр" этот показатель всего 0,48%.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

Комментарии отключены.