ОБОБЩЕНИЕ - Авиаколлапс идет на убыль, но ответственным за него несдобровать

МОСКВА, 29 дек - РИА Новости. Авиаколлапс, поразивший в последние дни аэропорты московского авиаузла, постепенно идет на убыль, самолеты вылетают почти вовремя, люди уже не сидят в терминалах сутками. Несмотря на это, премьер-министр Владимир Путин дал в среду жесткую оценку действиям ответственных лиц в авиакомпаниях и аэропортах - по его словам, они проявили неэффективность и неподготовленность к ЧС.

В общей сложности, улететь вовремя не смогли более 20 тысяч человек, поэтому на "проштрафившихся" перевозчиков уже обрушились прокурорские проверки, ждут их и неминуемые судебные разбирательства с пассажирами. В свою очередь, туроператоры пока оценивают свои потери от авиаколлапса как минимальные.

ЖЕРТВЫ ЛЕДЯНОГО КОЛЛАПСА

Минувшие выходные ознаменовались для москвичей невиданным доселе ледяным дождем. Намерзшая на проводах вода привела к многочисленным обрывам линий электропередач, удар стихии накрыл столичные аэропорты. Из-за непогоды были отменены сотни рейсов, по данным ассоциации туроператоров России, задержки коснулись более 20 тысяч человек, запланировавших поездку на новогодние праздники.

Самая сложная ситуация была в Домодедово, где из-за аварии было прервано энергоснабжение, однако аэропорт при этом не был закрыт, туда продолжали прибывать пассажиры. По словам министра транспорта Игоря Левитина, всего из Домодедово не смогли вылететь 10-12 тысяч человек.

В Шереметьево от задержек рейсов пострадали десять тысяч человек, сообщил накануне главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. "Все терминалы переполнены, в залах не хватает мест, люди располагаются на полу", - рассказал он после посещения аэропорта. Пассажиры Шереметьево рассказали РИА Новости, что им пришлось платить за возврат своего багажа, сданного при регистрации.

Большая часть задержек приходилась на авиакомпанию "Аэрофлот", осуществляющую наземное обслуживание своих рейсов самостоятельно. Всего компания отменила 202 рейса и затем лихорадочно пыталась развезти скопившихся пассажиров. Как объяснял в среду гендиректор крупнейшей российской авиакомпании Виталий Савельев, дело осложнялось дефицитом антиобледенительной жидкости для обработки самолетов. По его словам, реагент производят за границей, и из-за увеличения расходов запасов хватит лишь до 31 декабря. Акции "Аэрофлота" падают из-за проблем с вылетами, однако, по мнению аналитиков, катастрофой это не будет.

А ЖИЗНЬ-ТО НАЛАЖИВАЕТСЯ

В среду, несмотря на сильный снегопад, все начало налаживаться - на момент подготовки материала в Домодедово во второй половине дня задерживали только пять рейсов. Авиакомпании из Шереметьево во вторник и в среду летали по расписанию, "Аэрофлот" на конец дня также выполнил все задержанные рейсы. Аэропорт Внуково работал и работает в штатном режиме, хотя отдельные задержки вылетов есть и там. Это обусловлено как сравнительно невысоким пассажиропотоком, так и тем, что в аэропорту производятся все необходимые штатные процедуры для обеспечения безопасности полетов.

С опозданием осуществлялись и некоторые рейсы на Москву из других аэропортов РФ и зарубежья. Кроме того, авиаколлапс отразился и на регионах. Екатеринбургский аэропорт Кольцово объявил о нехватке самолетов из-за ситуации в Домодедово, в связи с чем был отменен ряд зарубежных рейсов.

Ситуацию продолжают активно обсуждать в СМИ и блогосфере. Люди, волею судеб оказавшиеся запертыми в терминалах, заявляли о нехватке еды и питьевой воды в аэропортах, невозможности разместиться в гостиницах. Первое время пассажиры спали прямо на полу и употребляли алкоголь из duty free, позже ситуация с пищей улучшилась.

Основные претензии были адресованы к руководству авиакомпаний и аэропортов, не сумевших обеспечить людям то, что полагается по закону. Если рейс задерживается более двух часов, человек имеет право на бесплатные прохладительные напитки за счет авиакомпании, после четырех часов - на горячий обед, после шести часов ночью и после восьми часов днем - на гостиницу. Родители с детьми до 12 лет должны требовать предоставить им комнату матери и ребенка. Также невылетевших пассажиров выводило из себя полное отсутствие достоверной информации о ситуации.

ЖЕСТКАЯ ОЦЕНКА

Как заявил во вторник глава Минтранса Игорь Левитин, с такой ситуацией аэропорты московского авиаузла столкнулись впервые. Однако в среду Путин на заседании президиума правительства дал случившемуся жесткую оценку. По его словам, последние события выявили неподготовленность к ЧС и неэффективность действий ответственных лиц в авиакомпаниях и аэропортах.

"Скопили более восьми тысяч человек. Что это за работа такая? Предупредили бы людей, что все - аэропорт находится в аварийном состоянии, вылеты невозможны", - так премьер отозвался о работе Домодедово.

Также глава правительства потребовал от Минтранса оценки работы авиакомплекса в аномальных условиях, и вплоть до особого распоряжения запретил уходить в отпуска чиновникам, отвечающим за ликвидацию последствий непогоды. В связи с тем, что авиакомпании столкнулись с дефицитом антиобледенительной жидкости для обработки самолетов, Путин поручил Минпромторгу представить предложения по ее производству внутри страны.

СУДЕБНЫЕ ПЕРИПЕТИИ

Многие пассажиры пообещали, что подадут иски в суд на аэропорты и авиакомпании. В среду стало известно, что рабочая группа Общественной палаты (ОП) окажет бесплатную юридическую помощь пассажирам-"заложникам" столичных аэропортов. Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" также намерено подготовить иск в суд в защиту неопределенного круга потребителей, пострадавших от перебоев с авиасообщением в России.

Накануне президент Дмитрий Медведев поручил генпрокурору Юрию Чайке проверить работу московского авиаузла. По итогам проверки в Домодедово выявлены многочисленные нарушения законодательства о защите прав пассажиров со стороны авиакомпаний "Трансаэро", "Сибирь" (бренд S7), "ВИМ-АВИА", "Оренбургские авиалинии", "ЮТэйр". В отношении авиакомпаний "Трансаэро" и "Оренбургские авиалинии" уже возбуждены дела о нарушении прав потребителей, представители авиаперевозчиков вызваны в прокуратуру для дачи объяснений. Прокурорской проверке подвергнется и аэровокзальный комплекс Пулково.

На жалобы отреагировал Роспотребнадзор, возбудив 14 административных дел о защите прав потребителей в части доведения необходимой достоверной информации. По словам Онищенко, "Трансаэро" по существу практически не работает с пассажирами, в отличие от других авиакомпаний. Он отметил, что замечания ведомства касаются, в том числе, непредоставления пассажирам всей необходимой информации во время коллапса в Домодедово.

В свою очередь "Трансаэро" заявляет о готовности принять и удовлетворить все обоснованные иски пассажиров, а затем предъявить их аэропорту Домодедово, допустившему коллапс с отключением электричества и нарушения технологического цикла обслуживания самолетов, что увеличивало сроки подготовки к вылету.

"Аэрофлот" обещает компенсировать стоимость билетов даже улетевшим пассажирам, рейсы которых были задержаны 25, 26 и 27 декабря. Механизм возврата денег будет проработан и о нем сообщат дополнительно.

Федеральная антимонопольная служба со своей стороны отреагировала на сообщения о неоправданном подорожании продуктов и воды в аэропортах во время коллапса - цена за бутерброд доходила до 500 рублей. Ведомство заявило о намерении провести внеплановые проверки торговцев на территории аэропортов московского авиаузла на предмет соблюдения антимонопольных норм при установлении цен.

ПОТЕРИ И АЛЬТЕРНАТИВЫ

Туроператоры пока оценивают свои потери от коллапса в московских аэропортах как минимальные, свидетельствуют данные опроса, проведенного РИА Новости. Массовые вылеты были 26 декабря, и сейчас большинство туристов уже на курортах, отмечают они. При этом в компаниях опасаются новых задержек в связи с ростом числа рейсов по мере приближения к Новому году.

В качестве альтернативы пассажирам, следующим на относительно небольшие расстояния, предлагается воспользоваться железной дорогой. Так, по данным РЖД, на поезда между Москвой и Петербургом в продаже есть более семи тысяч билетов. На 30 декабря назначен дополнительный поезд "Сапсан" по маршруту Москва - Санкт-Петербург отправлением с Ленинградского вокзала в 13.45 мск, пассажиры аэропортов получат первоочередное право покупки билета на этот рейс.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

30.12.2010
15:00
Авиакомпания "ЮТэйр" в 2011 году планирует увеличить выручку на 32% до 50 млрд руб (расширенное сообщение)
30.12.2010
14:45
"Трансаэро" оценивает затраты на компенсации пострадавшим от авиаколлапса в 100-200 млн руб
30.12.2010
14:20
Авиакомпания "ЮТэйр" в 2011 году планирует увеличить выручку на 32% до 50 млрд руб
30.12.2010
12:39
Руководство авиакомпании "Москва" обвиняет бывший менеджмент в необоснованной убыточности
29.12.2010
20:32
ОБОБЩЕНИЕ - Авиаколлапс идет на убыль, но ответственным за него несдобровать
29.12.2010
17:52
Вылет двух рейсов "ЮТэйр" из Внуково задерживается более чем на 4 часа - аэропорт
29.12.2010
09:13
UTair в 2011 г намерена увеличить выручку на 32%, перевозки пассажиров - на 40%
28.12.2010
14:38
Минтранс РФ будет отправлять авиапассажиров из Москвы в Петербург поездом [Версия 1]
28.12.2010
14:21
Авиакомпания "ЮТэйр" покупает у столичного правительства авиакомпанию "Москва" - Левитин [Версия 1]
Комментарии отключены.