МОСКВА, 24 мая - РИА Новости. Российское НПО "Сатурн" и французская компания Snecma успешно завершили ключевое сертификационное испытание двигателя SaM146 для российского регионального самолета Sukhoi Superjet 100 на обрыв лопатки вентилятора, сообщила в понедельник пресс-служба НПО "Сатурн".
Испытание проходило 6 мая в селе Полуево Рыбинского района Ярославской области, на открытом испытательном стенде.
Управляющий директор НПО "Сатурн" Илья Федоров, слова которого приводятся в сообщении, отметил, что успешное проведение сертификационных испытаний на обрыв лопатки вентилятора - эпохальное событие для России.
"До настоящего момента российский опыт подобных испытаний не имел положительного результата", - добавил он.
Испытание, проходившее в присутствии эксперта Европейского агентства по авиационной безопасности, признано зачетным.
В настоящее время двигатель находится в сборочном цехе, где происходит его разборка и дефектация. Продолжается работа по обработке полученных данных и формированию сертификационного отчета для предоставления в Европейское агентство по авиационной безопасности, отмечается в сообщении.
В свою очередь, заместитель генерального конструктора - главного конструктора проекта SaM146 НПО "Сатурн" Георгий Конюхов, слова которого также приводятся в пресс-релизе, отметил, что испытание подтвердило механическую работоспособность двигателя при колоссальных динамических нагрузках.
"Это вселяет уверенность, что двигатель, с точки зрения механического определения, состоялся", - сказал он.
ЦЕЛЬ И СУТЬ ИСПЫТАНИЙ ДВИГАТЕЛЯ НА ОБРЫВ ЛОПАТКИ ВЕНТИЛЯТОРА
Целью испытания была демонстрация соответствия модели двигателя SaM146 в части локализации его деталей, при работе генерирующих большую кинетическую энергию.
"Суть испытания проста. Лопатка вентилятора - титановая деталь массой около 2,2 килограмма - имеет при вращении ротора вентилятора максимальную для деталей двигателя энергию. Это именно та деталь, повреждение которой с максимальной вероятностью может привести к нарушению целостности корпусных деталей. Испытание на обрыв лопатки вентилятора должно показать, что при разрушении роторных деталей ни одна из деталей, ни один из фрагментов не должен уйти через корпуса двигателя. Фрагменты имеют право выйти через сопло. Обрыв лопатки производится на максимальных частотах вращения ротора вентилятора - порядка 6,8 тысячи оборотов в минуту, методом подрыва корневой части лопатки", - рассказал Конюхов.
Основные критерии удачного проведения испытаний: оборвавшаяся лопатка не должна приводить к обрыву других рабочих лопаток вентилятора; нагрузки при обрыве не должны приводить к разрушению элементов подвески двигателя; повреждения не должны приводить к неконтролируемому пожару; не должна быть потеряна возможность отключения топлива, говорится в сообщении.
Результаты проведения испытаний показали, что произошел обрыв только одной лопатки вентилятора; разрушение элементов крепления не произошло, двигатель надежно был подвешен на пилоне; пожара не произошло; кран подачи топлива к двигателю был перекрыт через 15 секунд после обрыва лопатки, сообщила пресс-служба НПО "Сатурн".
ИНЖЕНЕРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ БЫЛИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ ФАКТОРОМ УСПЕХА
Конюхов отметил, что определяющим фактором успеха стали проведенные ранее инженерные испытания двигателя SaM146.
"В обеспечение сертификационных испытаний на обрыв лопатки вентилятора, были проведены два инженерных испытания на обрыв лопатки на вакуумной установке в городе Вилярош, во Франции. По результатам первого мы скорректировали толщины корпуса вентилятора для того, чтобы обеспечить удержание лопатки. Вторым испытанием на этой же вакуумной установке мы подтвердили оправданность данных внесенных корректив", - сказал он.
По его словам, для сертификации двигателя необходимо выполнить 22 полнодвигательных натурных эксперимента, каждый из которых закрывает определенную зону безопасности двигателя.
"Среди них можно выделить четыре ключевых эксперимента: на обрыв лопатки; блок-тест, или длительные испытания при четырех предельных параметрах цикла; (испытания) на заброс шквального града; на заброс стайной птицы. Испытание на обрыв лопатки вентилятора, бесспорно, самое важное. Оно подтверждает безопасность и механическое совершенство двигателя при сверхвысоких механических нагрузках", - отметил Конюхов.
Он напомнил, что три ключевых испытания уже успешно пройдены, в настоящее время идет подготовка к сертификационному испытанию на заброс стайной птицы. "Это испытание будет проводиться также как (испытание) на обрыв лопатки, в присутствии эксперта Европейского агентства (по авиационной безопасности), - добавил он.
Ранее управляющий директор НПО "Сатурн" Илья Федоров сообщил, что первый штатный двигатель для самолета Superjet 100 может быть готов в мае текущего года. Он напомнил, что в течение первых трех лет должны быть готовы 150 двигателей, в 2010 году - 12-14 двигателей.
Как отмечал ранее, в свою очередь, вице-премьер Сергей Иванов, НПО "Сатурн" до конца текущего года наладит серийное производство двигателя Sam-146. По его словам, уже в этом году планируется произвести 12 таких двигателей. Он также сообщал, что в 2011 году предполагается произвести 30 таких двигателей, а в 2012 году производство выйдет на плановую мощность в 50 двигателей ежегодно. Иванов выразил надежду, что этот двигатель будет сертифицирован в России уже в мае, а в ЕС - в третьем квартале текущего года.
ИНФОРМАЦИЯ ПРО ДВИГАТЕЛЬ SAM146 И ПРО САМОЛЕТ SUPERJET 100
Авиадвигатель SaM-146 создается на принципах стратегического партнерства российским НПО "Сатурн" и французской компанией Snecma. С целью обеспечения единого поставщика и держателя сертификата типа на двигатель компании учредили совместное предприятие PowerJet. Часть деталей для двигателя SaM-146 изготавливается на открытом в 2005 году совместном российско-французском предприятии "ВолгАэро".
В настоящее время изготовлено 11 опытных авиадвигателей и два двигателя соответствия с учетом коэффициента доводки. Летные и наземные испытания подтверждают заявленные производителем расчетные характеристики, работоспособность и надежность SaM-146 на различных режимах, включая тяжелые.
Испытания двигателя SaM-146 производятся на уникальном для Европы испытательном комплексе, состоящем из одного открытого и трех закрытых испытательных стендов.
Отличительными особенностями SaM-146 являются высокий уровень надежности, низкие затраты на техническое обслуживание, малый расход топлива и полное соответствие существующим и перспективным экологическим требованиям ICAO. Сертификация двигателя будет проведена по европейским, российским и американским авиационным правилам, что позволит эксплуатировать Sukhoi Superjet 100 без ограничений во всех странах.
Пассажирский самолет Sukhoi Superjet 100, разработанный ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (входит в холдинг "Сухой") совместно с Boeing, рассчитан на перевозку до 98 пассажиров на расстояние до 4,4 тысячи километров. Первый SuperJet 100 был представлен публике 26 сентября 2007 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время есть 122 "твердых" заказа на этот самолет. Первые поставки SSJ стартовым заказчикам - российскому "Аэрофлоту" и армянской "Армавиа" - запланированы на вторую половину текущего года.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.