МОСКВА, 5 мар - РИА Новости. Межведомственная рабочая группа по подготовке госпрограммы развития скоростного и организации высокоскоростного железнодорожного движения в РФ рекомендует финансировать до 50% от объема затрат на строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Санкт-Петербург за счет средств частного инвестора, следует из материалов, имеющихся у агентства "Прайм".
Магистраль Москва-Петербург, которую планируется запустить к 2018 году, станет пилотным проектом по строительству таких магистралей в России. Поезда будут преодолевать расстояние между городами за 2 часа 30 минут, развивая максимальную скорость до 400 километров в час. Для начала реализации проекта правительство должно утвердить схему финансирования и сам проект.
«С учетом ситуации на финансовых рынках и возможностей федерального бюджета Российской Федерации межведомственной рабочей группой рекомендовано обеспечить финансирование проекта за счет средств частного инвестора до 50% от объема капитальных затрат на строительство», - говорится в материалах.
Группа, объединяющая представителей МЭРа, Минпромторга, Минфина, Минрегиона, ОАО «РЖД» , научных организаций и транспортного сообщества, изучила технико-экономические параметры проекта, представленные РЖД. Согласно им, общая протяженность ВСМ Москва-Петербург составляет 658 километров, максимальная скорость - 400 км/ч, возможные типы верхнего строения пути или их комбинации - безбаластный путь, рельсошпальная решетка, эстакадный ход. Сметная стоимость, исходя из данных РЖД, составляет 1,124 триллиона рублей (здесь и далее в ценах соответствующих лет с НДС). В частности, 1,011 триллиона рублей из этой суммы – это затраты на строительство высокоскоростной магистрали; 76,6 миллиарда рублей – затраты на подготовку территории, в том числе перенос коммуникаций и изъятие земельных участков; 26,2 миллиарда рублей – стоимость проектирования и инженерных изысканий; 10,1 миллиарда рублей – затраты на обеспечение обязательств концедента по управлению, контролю и мониторингу проекта. Дополнительно также потребуется 506 миллионов рублей на подготовку и проведение конкурса на заключение концессионного соглашения.
Реализация проекта предлагается с привлечением частных инвестиций с помощью механизмов государственно-частного партнерства и покрытием части расходов за счет госфинансирования. Согласно материалам, были выработаны два варианта государственного финансирования проекта. Финансовое участие государства и инвестора на этапе строительства (капитальный грант) в соответствии с первым предполагается в равных долях государством и концессионером (специальная проектная компания, создаваемая консорциумом инвесторов), в соответствии со вторым – госсубсидия на этапе строительства составляет не более 70% от затрат на него.
По первому варианту, поясняется в документе, господдержка на этапе подготовки к реализации проекта, проектирования и строительства предполагается в объеме 592,8 миллиарда рублей, в том числе 505,6 миллиарда рублей - субсидия концессионеру на стадии строительства и 791,1 миллиарда рублей - на этапе эксплуатации в 2018-2032 годах. Суммарно расходы госбюджета по этому варианту оцениваются в 1,384 триллиона рублей.
Господдержка в соответствии со вторым вариантом на этапе подготовки к реализации проекта, проектирования и строительства предполагается в размере 795 миллиардов рублей, в том числе на стадии строительства 707,9 миллиарда рублей субсидия концессионеру, и 260,2 миллиарда рублей на этапе эксплуатации в 2018-2027 годах. Таким образом, общие расходы госбюджета по этому варианту оцениваются в 1,055 триллиона рублей.
Отмечается, что в рамках действующего законодательства возможна реализация проекта путем заключения концессионного соглашения для создания ВСМ, функциями концедента по которому предлагается наделить Федеральное агентство железнодорожного транспорта. При этом часть полномочий концедента предлагается передать на исполнение РЖД. Концессионер, напоминается в документе, будет выбран по итогам конкурса на заключение концессионного соглашения. Его обязанностями будут проектирование, строительство, частичное финансирование, обслуживание ВСМ и организация перевозки пассажиров.
Операторский бизнес, следует из материалов, осуществляется концессионером. Доход от этой деятельности позволят ему по окончании сроков предоставления бюджетных субсидий обеспечить функционирование магистрали, выплаты процентов, возврат займов и кредитов, а также обеспечить доходность и возврат акционерного капитала. По мнению Минтранса, также необходимо предусмотреть возможность предоставления концессионеру гарантии минимального дохода и госгарантии в обеспечение обязательств концессионера по обслуживанию кредитов и займов, привлекаемых концессионером для реализации проекта.
Проведенный анализ социально-экономической эффективности ВСМ, добавляется в документе, показал эффективность данного проекта. Так, чистый дисконтированный доход составляет 2,247 триллиона рублей, экономическая внутренняя норма доходности 12,82%.
Межведомственная рабочая группа пришла к заключению, что в настоящее время отсутствуют правовые и нормативно-технические ограничения, препятствующие начать подготовку к конкурсу на заключение концессионного соглашения по созданию ВСМ. При этом параллельно подготовке и проведению конкурса, по ее мнению, необходимо проработать возможность локализации производства подвижного состава для высокоскоростной линии, обеспечить создание в РФ специального полигона, протяженностью 100 км, разработать комплекс поправок в действующее законодательство в финансовых аспектах. Согласно материалам, для запуска высокоскоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом в 2018 году необходимо издать распоряжение правительства по проекту не позднее мая 2012 года.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.