МОСКВА, 10 дек - РИА Новости. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ подготовила проект, согласно которому ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) сможет брать в аренду подвижной состав у своих "дочек" - Первой и второй грузовой компаний - по ценам, не превышающим вагонную составляющую, пишет в пятницу газета "Коммерсант" со ссылкой на текст проекта, опубликованный на сайте ведомства.
Этот проект, регламентирующий взаимодействия РЖД с ПГК и ВГК, обязывает "дочки" РЖД предоставлять материнской компании свободные вагоны, если у РЖД есть клиент с заявкой на перевозку грузов. Обоснованием для отказа может служить лишь невозможность прибытия вагона на станцию погрузки в указанный срок, сообщает газета.
В проекте документа отмечается, что для клиента РЖД стоимость грузовой перевозки в вагонах ПГК или ВГК, которые РЖД сможет взять на основании регламента, не должна превышать тарифы прейскуранта 10-01. Он действовал по отношению к вагонам РЖД, но с их передачей в ПГК (более 205 тысяч вагонов) и ВГК (вагоны в процессе передачи, по итогам будет передано 180 тысяч) фактически стал лишь ориентиром для рыночных ставок. В ФАС говорят, что предлагаемый документ соответствует целям реформы по снижению транспортных издержек грузоотправителей.
"Нужно обеспечить грузоотправителю право выбора транспортной услуги и ставок, по которым ему нужна эта услуга", - рассказал газете источник в ФАС, добавив, что законодательно не прописано, что грузоотправитель должен иметь свои вагоны.
При этом сами перевозчики " не в восторге" от идеи ФАС, отмечает "Коммерсант". Как рассказал газете гендиректор ПГК Салман Бабаев, "Первая грузовая" на данный момент не готова предоставлять материнской компании вагоны.
"Если рынок сейчас выше прейскуранта 10-01, зачем я буду отдавать вагоны дешевле", - прокомментировал ситуацию Бабаев.
Тем не менее, уточнил топ-менеджер, в случае принятия регламента ему придется следовать. Однако сам регламент, по словам Салмана Бабаева, не отвечает целям реформы по построению полноценного рынка.
"Аналогичным способом можно просто вернуться к системе Министерства путей сообщения", - считает глава ПГК.
Между тем, телефон гендиректора ВГК Виталия Евдокименко вчера не отвечал, отмечает газета.
В то же время, источник в РЖД рассказал газете, что сейчас у российской железнодорожной монополии осталось примерно 50 тысяч вагонов собственного парка. Этим парком выполняются социальные перевозки, а также перевозки для Минобороны РФ.
РЖД по законодательству обязано осуществлять все заявляемые перевозки. Но фактически клиенты обращаются к собственникам подвижного состава и, только заключив договор на аренду, идут в РЖД с заявкой на перевозку, поясняет источник газеты. Последствия введения нового регламента в РЖД оценить затрудняются, отмечая, что это может способствовать консолидации парка в руках монополии.
"Но если будет сохраняться дефицит вагонов и ставки на их аренду по-прежнему будут высоки, такая система вряд ли кого-то может заинтересовать", - считает собеседник "Ъ".
В настоящее время ставки частных собственников вагонов колеблются в коридоре плюс-минус 15% от вагонной составляющей государственного тарифа (то есть плюс-минус 2,5% от полной стоимости перевозки), рассказал газете руководитель отдела стратегического маркетинга ЗАО "Евросиб" Алексей Пархомов. Однако гендиректор Независимой транспортной компании (НТК, входит в группу НЛМК) Александр Сапронов отметил, что сейчас рыночные ставки выше полного гостарифа на 20-45%. Многое зависит от груза и направления, пояснил газете Бабаев: "Металл везут дешевле прейскуранта, уголь - дороже".
Руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин полагает, что регламент, по сути, направлен на сохранение РЖД как доступного для всех перевозчика. По его словам, в отношении крупных клиентов ПГК и ВГК будут договариваться о перевозках напрямую.
"Мелкие и средние грузовладельцы без этого документа окажутся в очень сложных условиях", - приводит слова эксперта газета.
Александр Сапронов из НТК соглашается с этим, отмечая, что для мелких потребителей ставки прейскуранта 10-01 вполне привычны, поэтому с принятием документа они не останутся за бортом перевозочного процесса.
ОАО "Первая грузовая компания" создано в июле 2007 года, основной учредитель и владелец обыкновенных акций - ОАО "РЖД". В настоящее время в собственности ПГК находится свыше 200 тысяч единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 21%.
С октября текущего года начала работу вторая грузовая "дочка" РЖД - ОАО "Вторая грузовая компания". ВГК с уставным капиталом в размере 46,4 миллиарда рублей зарегистрирована 24 сентября в Екатеринбурге. Уставный капитал компании формируется путем передачи 156,414 тысячи грузовых вагонов инвентарного парка РЖД и 0,2 миллиарда рублей. Общий объем вагонного парка в оперировании ВГК составит 180,142 тысячи вагонов, включая 23,728 тысячи вагонов, находящихся в лизинге у РЖД, на условиях договора сублизинга. Передача вагонного парка ВГК проходит поэтапно и завершится в третьем квартале 2011 года. ВГК к 2015 году планирует в тройку крупнейших операторов России по грузообороту и увеличить свою долю на российском рынке грузоперевозок с 20,0% до 22,3%.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.