Экс-президент "Славнефти", а ныне совладелец небольшой добывающей компании "Русснефть" Михаил Гуцериев нашел себе партнера за рубежом. Как оказалось, в покупке нефтяных активов ему помогал швейцарский трейдер Glencore. Эксперты не исключают, что из финансового партнера Glencore со временем может превратиться в совладельца бизнеса М.Гуцериева.
Компания "Русснефть" была создана в сентябре 2002 г. , в ее состав входят девять добывающих предприятий: "Варьеганнефть", "Голойл", "Ульяновскнефть", "Ульяновскгеонефть", "Нафта-Ульяновск", "Белкамнефть", Региональный нефтяной консорциум, УПК "Недра", "Северноенефтегаз". Нефтяные запасы компании оцениваются в 300 млн т, добыча в 2003 г. составила 6 млн т. "Русснефть" принадлежит Гуцериеву и его партнерам, которых он не раскрывает.
Glencore International - частная швейцарская компания, специализирующаяся на добыче и продаже нефти и металлов, а также сельскохозяйственной продукции. Glencore владеет 47% Anaconda Nickel и 15% в компании Xstrata. По итогам 2002 г. ее оборот составил 43.7 млрд долл., активы - 11.3 млрд долл. Glencore принадлежал ряд металлургических активов в России, в частности крупные пакеты в "Мечеле" и "Дальполиметалле", но несколько лет назад она их продала.
Как пишет газета "Ведомости", отношения с Glencore у Михаила Гуцериева завязались еще в пору его президентства в "Славнефти". Несколько лет назад "Славнефть" экспортировала через этого трейдера часть своей нефти, а в 2001 г. Glencore организовала для нее кредит европейских банков на 160 млн долл.
Теперь же оказалось, что именно Glencore помогла М.Гуцериеву реализовать давнюю мечту о создании собственной нефтяной компании. По данным ФКЦБ, в декабре 2003 г. и феврале нынешнего года "Русснефть" привлекла два кредита на общую сумму 295 млн долл. у кипрской компании Intersil Ltd, которая, по данным Nefte Compass/Energy Intelligence, аффилирована с Glencore. Эти деньги были использованы "Русснефтью" на приобретение за 456 млн долл. более 60% акций "Белкамнефти" и еще двух небольших добывающих предприятий в Коми и Новосибирской области. После этого в совет директоров "Белкамнефти" вошел глава московского представительства Glencore Владимир Щербак. По данным Nefte Compass, сейчас швейцарский трейдер экспортирует почти все объемы "Русснефти", за исключением отдельных поставок, которые осуществляет созданная в прошлом году Russneft UK. Но и эта компания в большинстве случаев перепродает нефть той же Glencore.
Сам Михаил Гуцериев подтвердил, что Glencore занималась организацией кредитов для "Русснефти". "Они нам очень помогли. Поэтому их представитель и входит в совет директоров "Белкамнефти", - поясняет он. М.Гуцериев также говорит, что именно Glencore продает большую часть нефти, добываемой его компанией.
Эксперты полагают, что Glencore сотрудничает с "Русснефтью", рассчитывая со временем получить долю в ее бизнесе. "Вполне возможно, что они уже владеют пакетами акций "дочек" "Русснефти" или планируют это сделать, - говорит аналитик банка "Зенит" Сергей Суверов. - Ведь это не только даст им гарантированную сырьевую базу в России, но и позволит увеличить маржу". А эксперт агентства Argus Михаил Перфилов отмечает, что многие крупные международные трейдеры стремятся заполучить собственные добывающие активы, в том числе в нашей стране. "Трейдеров всегда интересовали стабильные источники сырья. Но теперь дополнительным стимулом для проникновения в нефтедобычу для них стали высокие цены на нефть, которые, по прогнозам многих аналитиков, установились надолго", - поясняет он.
Впрочем, Михаил Гуцериев утверждает, что условия его сотрудничества с Glencore не предполагают, что со временем трейдер получит долю в активах "Русснефти". В базельском и лондонском офисах Glencore комментировать взаимоотношения компании с "Русснефтью" отказались, а попытки связаться с В.Щербаком в Москве в течение последней недели не дали результата.
Комментарии отключены.