"Росавиакосмос" в рамках реформирования авиационной промышленности предлагает сформировать 6-7 крупных специализированных структур холдингового типа и многопрофильных межотраслевых структур. Об этом говорится в материалах, подготовленных к сегодняшнему заседанию Правительства РФ.
Данное предложение содержится в проекте федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", который разработан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1999 г. #461 и распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2001 г. #314-р. Эта программа является продолжением и развитием Президентской программы "Развитие гражданской авиационной техники России до 2000 г.".
"Росавиакосмос" считает, что наиболее рациональным представляется поэтапный подход к решению задачи реформирования авиационной промышленности:
1 этап (2001-2005 гг.) - завершение процессов интеграции разработчиков и серийных предприятий в подотраслевых направлениях и создание базисного системообразующего ядра авиастроения в составе около 20 корпоративных структур;
2 этап (2006-2010 гг.) - формирование 6-7 крупных специализированных структур холдингового типа и многопрофильных межотраслевых структур.
При этом около 70 предприятий и организаций не войдут в состав перечисленных выше корпораций, частично будут перепрофилированы и могут организовывать свою производственную деятельность на основе прямых договоров с ними. Конечными целями реформирования являются: рост производственной загрузки предприятий и объемов продаж, расширение рынков сбыта, повышение фондоотдачи, улучшение структуры основных производственных фондов, финансовое оздоровление предприятий, рост производительности труда и заработной платы.
По мнению "Росавиакосмоса", возможны два варианта 2-го этапа корпоратизации разработчиков и производителей авиационной техники -формирование трех холдингов, специализирующихся на производстве боевой тактической авиации (БТА), тяжелых самолетов (ТС) и вертолетов (РВ) или же двух многопрофильных самолето-вертолетостроительных комплексов, наряду с созданием холдингов по двигателестроению, авиационному вооружению и бортовому оборудованию.
В соответствии с первым вариантом предусматривается следующий состав производственных интегрированных структур.
1. Специализированный холдинг "Боевая тактическая авиация" (БТА) (ОАО "ОКБ Сухого", ОАО "ИАПО", ГУП "НАПО", ГУП "РСК "МиГ", ОАО "ОКБ им. Яковлева, ГУП "ЭМЗ им. Мясищева", ОАО "Сокол". Всего -7 предприятий).
2. Специализированный холдинг "Тяжелые самолеты" (ТО (ОАО "Туполев", ОАО "Ильюшин", ОАО "ТАНТК им. Бериева", ГУП "КАПО", ОАО "СмАЗ", ЗАО "САЗ", ОАО "НПО "Молния". Всего - 7 предприятий).
3. Специализированный холдинг "Российские вертолеты" (ТВ) (ОАО "МВЗ им. Миля", ОАО "Роствертол", ОАО "У-УАЗ", ОАО "КВЗ", ОАО "Камов", ОАО "Прогресс", ГУП "КумАПП", "ЛухАЗ". Всего - 8 предприятий).
4. Специализированный холдинг "Авиадвигатели и агрегаты" (АДА) (ГП ММПП "Салют", УМПО, Уфимское ГНПП "Мотор", ОАО "Люлька-Сатурн", ГП МКБ "Гранит", ОАО "МПП им. Румянцева", ОАО "НПП ЭГА", ОАО "Пермские моторы", ОАО "Авиадвигатель", ФПГ "Двигатели НК", ОАО "Рыбинские моторы" и др. Всего - 33 предприятия).
5. Специализированный холдинг "Авиационное вооружение" (АВ) (ГНПЦ "Звезда-Стрела", ГМКБ "Вымпел", ГНПП "Регион", МКБ "Искра", ОАО ТМКБ "Союз", ГМКБ "Радуга", ОАО "Дукс", ОАО "ДМЗ". Всего - 8 предприятий).
6. Специализированный холдинг "Бортовое оборудование" (БО) (ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование", ОАО "ХК "Авиаприбор-холдинг", ОАО "Концерн "Авионика" и др. Всего - 37 предприятий).
Второй вариант корпоратизации предприятий-производителей и разработчиков предполагает создание двух универсальных многопрофильных самолето-вертолетостроительных комплексов холдингового типа - СВСК-1 и СВСК-2 вместо специализированных холдингов БТА, ТС и РВ.
Состав СВСК-1: АНТК им. Туполева, РСК "МиГ", ОАО "Камов", "Авиастар-СП", КАПО, "Авиакор", НМЗ "Сокол", "Прогресс", КумАПП, "Красный Октябрь" (СПб). Всего -10 предприятий.
Состав СВСК-2: АК им. Ильюшина, ОКБ им. Сухого, МЭЗ им. Мясищева, ТАНТК им. Бериева, МВЗ им. Миля, КнААПО, ИАПО, НАПО. ВАСО, "Роствертол", КВЗ, У-УАЗ, ОКБ им. Яковлева, САЗ, СмАЗ. Всего -15 предприятий.
В первом варианте срок возврата затрат на реструктуризацию составляет от 2 лет (экспортоориентированные корпорации БТА и РВ) до 12 лет (корпорация ТС, на продукцию которой прогнозируется достаточно умеренных рост спроса), а во втором варианте -от 3 лет (СВСК-2) до 6 лет (СВСК-1). В целом, второй вариант представляется более предпочтительным с учетом меньшего возврата затрат и ряда иных факторов. Как отмечает "Росавиакосмос", в силу своей многопрофильности, холдинги типа СВСК будут более устойчивы к колебаниям конъюнктуры рынков сбыта, смогут более гибко и рационально с точки зрения современных условий и перспективы использовать свои ресурсы для развития научно-производственной инфраструктуры, формирования научно-технического задела, разработки новой продукции и т.д. Кроме того, созданию двух многопрофильных холдингов в указанном выше составе предприятий будут способствовать уже сложившиеся связи между ними и запланированные на будущее совместные проекты. Важным моментом при этом является исключение нарушений антимонопольного законодательства и обеспечение конкуренции между производителями военной и авиационной техники.
Роль государства в процессе реформирования авиационной промышленности должна сводиться прежде всего к обеспечению благоприятных экономических и правовых условий за счет:
- создания необходимого правового поля за счет принятия новых законодательных актов и внесения поправок в действующие законы наряду с отменой тормозящих процесс реформирования. В частности, появление в 1997 г. формы акционирования со 100%-ным закреплением акций в федеральной собственности влечет за собой необходимость внесения изменений в законы "Об акционерных обществах", "О несостоятельности (банкротстве)", "О государственном оборонном заказе", "О рынке ценных бумаг". Должны быть приняты новые законы "О холдингах", "О реструктуризации оборонно-промышленного комплекса", "О федеральных государственных унитарных предприятиях", "О национализации". Кроме того, требуется принятие указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации "Об обращении акций оборонно-промышленного комплекса на фондовом рынке", "О ведении реестров акций оборонно-промышленного комплекса" и др.;
- целевой финансовой поддержки собственно процессов реструктуризации, перепрофилирования предприятий, решения проблемы задолженностей в тех случаях, когда в результате интеграции дебиторская и кредиторская задолженность практически совпадают, реструктуризации задолженностей реформируемых предприятий перед бюджетами всех уровней, погашения задолженностей за продукцию, поставленную по государственному оборонному заказу, безусловного исполнения бюджетных ассигнований, внесения в уставные капиталы или передачи в хозяйственное ведение государственного имущества с целью повышения уровня капитализации;
- технического содействия продаже излишков ликвидного имущества, трансакциям основных производственных фондов, оказания поддержки мероприятий переобучению и трудоустройству кадров, высвобождаемых в ходе реструктуризации;
- стимулирования внутреннего рынка отечественной авиационной техники и активной поддержки ее продвижения в зарубежные страны.
Важнейшим условием для достижения целей реформирования и устойчивого развития авиационной промышленности является скорейшее утверждение государственной программы вооружения и федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники России, определяющих конкретные ориентиры развития авиации на длительную перспективу, отмечает "Росавиакосмос".
Комментарии отключены.