Москва, 26 мая. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Независимые производители газа "НОВАТЭК" и "Роснефть" заблокировали предложение ФАС на 2% повысить тарифы на транспортировку газа. Компании добились того, что решение об индексации вынесено на уровень вице-премьера Аркадия Дворковича. Правление ФАС собиралось уже в четверг, 26 мая, утвердить рост тарифа с 1 июля, но независимые, Минэнерго и Минэкономики были резко против.
"НОВАТЭК" и "Роснефть" настаивают на снижении тарифа, но, как сообщает "КоммерсантЪ", наиболее вероятен компромисс на уровне 1%.
О том, что правление ФАС сегодня не будет, как ожидалось, рассматривать повышение с 1 июля тарифов на транспорт газа для независимых производителей, изданию сообщили источники, знакомые с ситуацией. Вместо этого вопрос вынесен на согласительное совещание у вице-премьера Аркадия Дворковича.
ФАС предлагала повысить тариф на 2%, как и в прошлом году, что соответствует социально-экономическому прогнозу и темпам индексации оптовых цен на газ. Но независимые производители "НОВАТЭК" и "Роснефть" выступили против, утверждая, что тариф должен не расти, а снижаться.
Против индексации на 2% возражали также Минэкономики и Минэнерго: по их мнению, ФАС и "Газпром" недостаточно обосновали необходимость этого. По словам собеседника в Минэкономики, "2% — это верхний предел роста, обозначенный в прогнозе, но ведь нужно объяснить, почему вообще должен быть рост". Глава профильного управления ФАС Дмитрий Махонин заявил журналистам газеты, что служба также "видит проблему в том, как "Газпром" раскрывает информацию, необходимую для формирования тарифов". Относительно заседания правления он заметил, что в практике работы правления "были случаи, когда решение откладывалось".
Острота вопроса связана с тем, что по мере увеличения доли независимых на внутреннем рынке они вынуждены транспортировать газ на все большие расстояния и динамика тарифа существенно влияет на рентабельность.
Например, расходы "НОВАТЭКа" на транспортировку в первом квартале в среднем составили около 37% от цены реализации газа. Более того, "Газпром", который платит за транспортировку, по сути, самому себе, может за счет роста тарифа сдерживать экспансию независимых. В "Газпроме" вчера отказались от комментариев, заметив, что выполнят решение правительства.
В "Роснефти" заявили, что тариф на транспорт должен снижаться, поскольку планы "Газпрома" по инвестициям в газопроводы в европейской части РФ значительно ниже, чем в 2015 году. По данным "Газпрома", в 2015 году он планировал капвложения в ГТС в размере 442.5 млрд руб., в этом году — на 25% меньше (331 млрд руб.). Если же не учитывать затраты на экспортную трубу "Сила Сибири" (куда независимые не имеют доступа), то снижение составит 42%.
В "НОВАТЭКе" согласны, что тариф должен снижаться, и отмечают, что ФАС не раскрывала данные, на основе которых предлагает повышение на 2%. Это предложение "НОВАТЭК" считает необоснованным.
Как в прошлом, так и в этом году руководство "НОВАТЭКа" и "Роснефти" направляло в правительство письма и справки, требуя пересмотра подходов к определению тарифов на транспорт газа. Компании выступают против системы, при которой "Газпром" сдает газотранспортную систему (ГТС) в аренду дочерним трансгазам и постоянно увеличивает амортизацию основных средств ГТС (в 2.9 раза с 2005 года, по оценке "НОВАТЭКа") за счет их переоценки. Эта амортизация составляет основную часть арендной платы трансгазов и около половины всей себестоимости услуг по транспорту газа, которая учитывается при расчете тарифа.
По мнению независимых, такая схема приводит к тому, что они заново оплачивают созданные газопроводы. Как указывается в письме главы "Роснефти" Игоря Сечина руководителю ФАС Игорю Артемьеву (копия есть у издания), при экономически обоснованном расчете тарифа для независимых он должен был быть снижен на 10% еще в 2015 году.
Потребители поддерживают позицию независимых. "Любое увеличение тарифа на транспорт автоматически увеличивает наши платежи за газ",— заявил вице-президент "НЛМК" по энергетике Сергей Чеботарев. По мнению директора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василия Киселева, тарифы на транспортировку при сокращении инвестпрограммы "Газпрома" должны снижаться.
В прошлом году независимые уже значительно преуспели, добившись индексации тарифа на транспортировку на 2% против предлагавшихся 7.5%. В этом году собеседники издания в отрасли ожидают не менее ожесточенных споров, но, по мнению большинства источников, добиться нулевой индексации "Роснефти" и "НОВАТЭКу" едва ли удастся. "Наиболее вероятный вариант — компромисс на уровне 1%",— отмечает собеседник в правительстве.
Но времени мало: новые тарифы должны вступить в силу с 1 июля, а регистрация приказа в Минюсте занимает до 30 дней. Затягивание сроков может стать одним из вариантов компромисса, поскольку, если тариф проиндексируют, например, с 1 сентября, суммарный платеж в пересчете на год снизится.
Комментарии отключены.