Москва, 24 января. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Реформа внутреннего рынка газа, забуксовавшая в середине 2000-х годов, может быть продолжена. Возобновившиеся в прошлом году неформальные дискуссии о реорганизации "Газпрома" впервые нашли отражение в официальном документе: как пишет "КоммерсантЪ", Минэнерго в энергостратегии РФ до 2035 года предлагает "в перспективе" отделить транспортную составляющую от основного бизнеса монополии, а затем отказаться от регулирования оптовых цен на газ. Впрочем, пока открыто о выводе трубопроводов из структуры "Газпрома" речи не идет.
Основные положения энергостратегии РФ до 2035 года Минэнерго опубликовало накануне. В ней предложены меры по либерализации внутреннего рынка газа: поощрение независимых производителей и развитие биржевой торговли. Эксперты Минэнерго также считают необходимым "в перспективе завершить отделение естественно-монопольных видов деятельности от конкурентных в системе "Газпрома"", а также "осуществить переход от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на транспортировку газа".
Последний раз идея разделения "Газпрома" на добычную и транспортную составляющие активно обсуждалась в начале 2000-х годов. Тогда на острие атаки было МЭРТ под руководством Германа Грефа, создавалась рабочая группа и даже появилась концепция разделения. В ответ Алексей Миллер провел реорганизацию, разделив дочерние структуры "Газпрома" по видам деятельности, и с помощью этого маневра смог защититься от более глубокой реформы. На бумаге "Газпром" уже ведет раздельный учет по сегментам добычи, транспортировки и поставки, но на деле рентабельность сегментов оценить тяжело, замечают опрошенные изданием аналитики. Протяженность Единой системы газоснабжения (ЕСГ) — 170 тыс. км, инвестпрограмма "Газпрома" в сегменте транспортировки в 2013 году — 1 трлн руб.
По данным газеты, в 2013 году неформальная дискуссия о перспективах разделения "Газпрома" возобновилась: компания упустила "сланцевую революцию" и столкнулась с проблемами на европейском рынке из-за внедрения норм Третьего энергопакета Евросоюза. Окрепшие независимые производители — "Роснефть" и "НОВАТЭК" — публично критиковали непрозрачную структуру тарифов на прокачку газа, из-за которой им приходится оплачивать и расширение системы газоснабжения под экспортные проекты "Газпрома". Так, затраты на Южный коридор (расширение ЕСГ для нужд South Stream) оценены в 740 млрд руб. Кроме того, независимые считают завышенным и сам уровень тарифа: по подсчетам энергетического центра "Сколково", маржа "Газпрома" по EBITDA в транспортировке в 2012 году превысила 50%.
Впрочем, публично независимые не настаивают на обязательном разделении "Газпрома". "Роснефть" и "НОВАТЭК" вчера отказались от комментариев. Глава "Роснефти" Игорь Сечин говорил в октябре 2013 года, что компанию устроит, если "Газпром" перейдет на отдельный учет по видам бизнеса. Как пояснили в Минэнерго, в энергостратегии предложен именно такой подход, хотя формулировка допускает различное толкование.
Промежуточным шагом могло бы быть выделение трубопроводов в отдельный бизнес внутри группы с независимой отчетностью, полагает Ильдар Давлетшин из "Ренессанс Капитала". "Сейчас трубу отдельно никто не оценивает, и сложно понять, каков ее реальный вклад в выручке компании: доходы и траты непрозрачны",— добавляет он. В "Газпроме" заявили, что считают разделение принципиально неверным подходом и "будут это доказывать", а опубликованные основные положения энергостратегии — еще не принятый документ.
"Понятно, что у идеи разделения "Газпрома" много противников, и время для нее пока не пришло",— говорит собеседник, близкий к правительству. Такой вариант возможен в среднесрочной перспективе, и вице-премьер Аркадий Дворкович, и Минэнерго "со временем могут его поддержать", считают источники издания. По мнению господина Давлетшина, фактор, способный задержать реформу,— заключение контракта на поставку газа в КНР: разделение "Газпрома" при необходимости инвестиций в месторождения Восточной Сибири может показаться руководству страны рискованным.
Комментарии отключены.