ОБЗОР - ГЭХ рассматривает закрытие угольных блоков и перевод их на газ

МОСКВА, 25 мая - РИА Новости/Прайм. "Газпром энергохолдинг" (ГЭХ) вынужден рассматривать возможность закрытия угольных энергоблоков Череповецкой ГРЭС, закрытия или перевода на газ угольных блоков Новочеркасской ГРЭС из-за их нерентабельности и отсутствия механизма поддержки, рассказал первый заместитель генерального директора ГЭХ Павел Шацкий на конференции "Электроэнергетика России".

В апреле газета "Коммерсант" сообщала, что в итоговом докладе за 2016 год Российского энергетического агентства министерства энергетики признается "неконкурентоспособность угольной генерации по сравнению с газовыми ТЭС как в европейской части России, включая Урал, так и на Дальнем Востоке". Энергетики здесь выводят неэффективные угольные мощности, а новых практически не строят, кроме того, цена на мощность для угольных ТЭС не покрывает их затраты.

Доля угля остается традиционно высокой лишь в Сибири, где из-за короткого транспортного плеча цены на него ниже. Отмечалось, что для конкуренции газ в пересчете на тонну условного топлива должен быть дороже угля в два-три раза. В 2016 году это ценовое соотношение составляло 1,54 в европейской части страны (с Уралом) и 1,17 на Дальнем Востоке.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОДДЕРЖКЕ

По словам Шацкого, ГЭХ направлял властям свои предложения по поддержке угольной генерации. Предлагалось для тех ТЭС европейской части РФ и Урала, которые имеют с угледобывающими предприятиями долгосрочные договоры на поставку угля, вводить повышающий коэффициент к цене на мощность, чтобы она сравнялась с ценой на мощность в Сибири.

Цена мощности на 2017 год для электростанций европейской части РФ и Урала составляет 113,207 тысячи рублей за 1 МВт в месяц, для электростанций Сибири — 181,760 тысячи рублей.

В презентации заместителя гендиректора ОГК-2 (входит в ГЭХ) Дмитрия Вологжанина на конференции отмечается, что доплата к цене мощности угольных ТЭС европейской части РФ и Урала для доведения ее до уровня цен в Сибири составит 1 миллиард рублей на 1 ГВт. Строительство 1 ГВт газовой генерации оценивается примерно в 8,5 миллиардов рублей.

"К сожалению, мы получили отрицательное заключение министерства энергетики. И в итоге сейчас находимся в ситуации, что рассматриваем варианты перевода Новочеркасской (ГРЭС - ред.) либо на газ, либо частичного закрытия станции. Также рассматривается вариант закрытия Череповецкой (ГРЭС - ред.), потому что сейчас все эти станции угольные находятся за гранью рентабельности, мы их субсидируем", - сказал Шацкий, уточнив, что в случае с Череповецкой ГРЭС речь идет об угольных блоках.

СОЦНАГРУЗКА И НАДЕЖНОСТЬ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ

Заместитель генерального директора "Интер РАО - Управление электрогенерацией" Александра Панина напомнила, что угольная генерация нужна для надежности работы энергосистемы страны в целом, в том числе на случай сложностей с поставкой топлива для газовых ТЭС, например, в холодные зимние месяцы. Есть примеры, когда угольные ТЭС включались для компенсации снижения выработки газовых ТЭС.

"Я считаю, что закрытие угольной генерации в европейской части России недопустимо и приведет к серьезным последствиям, в том числе социальным. Но текущая модель рынка фактически заставляет это делать", - сказал генеральный директор "Газпром энергохолдинга" Денис Федоров в интервью корпоративному журналу "Газпрома".

По его словам, в центральной части России целесообразно поставить угольную генерацию в базу с атомными станциями и гарантированно закупать их электроэнергию.

"Частично разгрузят атомщиков. На ситуацию надо смотреть в комплексе. Социальная нагрузка на угольные станции несопоставима с нагрузкой на атомные... Почему-то никто не понимает, что если мы закроем в центральной части России угольные станции, то у нас "умрут" расположенные здесь же угольные разрезы. А за их счет живут целые города!" - отметил Федоров.

По его словам, Череповецкая ГРЭС потребляет 60% всего угля, который добывает город Инта в республике Коми. Там проживает 27 тысяч человек.

"В отношении угольных станций наша компания стоит перед выбором – либо закрыть старые энергоблоки, либо вложить деньги в их модернизацию. Но как можно вкладывать деньги, если станции не генерируют прибыль, а зачастую приносят убыток? И что делать, если иногда нам везут некачественный уголь? Той же Новочеркасской ГРЭС нужен антрацит. Но выработка, на которой его добывают, очень старая. Качество угля упало. Нам приходится смешивать его с газом, чтобы он нормально горел. А кто будет разрабатывать новые шахты без гарантии сбыта продукции? В данном случае – без наших гарантий. Мы гарантии по объемам и цене дать не можем, так как не можем спрогнозировать загрузку станций. Все взаимосвязано", - пояснил Федоров.

 

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.