Трехсторонний консорциум для модернизации ГТС Украины наиболее реальный вариант - эксперты

МОСКВА, 24 мар - РИА Новости. Создание трехстороннего консорциума Украиной, Россией и Евросоюзом для модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) является наиболее работоспособным и реальным вариантом, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.

В настоящее время ГТС Украины - основная магистраль, по которой российский газ идет транзитом в страны Восточной и Западной Европы - сильно изношена и требует модернизации. В понедельник в Брюсселе Украина подписала с Евросоюзом совместную декларацию, касающуюся модернизации газотранспортной системы. Россию, выступающую за трехстороннее соглашение о модернизации ГТС, фактически исключили из обсуждения вопроса.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ Руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова полагает, что исключение России из процесса модернизации украинской ГТС на фоне и без того сложных отношений России и Украины было демаршем.

Идея создания газотранспортного консорциума возникла в 2002 году в ходе переговоров лидеров трех стран - президента Украины Леонида Кучмы, канцлера Германии Герхарда Шредера и президента России Владимира Путина. В 2003 году было создано ООО "Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины", в котором по 50 принадлежало "Нафтогазу Украины" и "Газпрому". Однако проект так и не был реализован из-за разного понимания акционерами функций данного предприятия. Тогда российская монополия настаивала на управлении всей украинской ГТС, а украинская сторона предлагала ограничиться строительством двух новых газопроводов: Богородчаны-Ужгород и Новопсковск-Александров Гай.

Митрова отметила, что Россия неоднократно заявляла о необходимости модернизации украинской ГТС и предлагала свое участие в этом, а без участия России обсуждать увеличение мощности этой системы бессмысленно, хотя и возможно с технической точки зрения.

При этом Митрова считает, что не может быть речи об отказе от альтернативных украинскому газовых маршрутов.

Она добавила, что Евросоюз всегда выступал за диверсификацию транспортных маршрутов, чтобы избежать ситуаций, подобных январской, когда из-за действий Украины транзит газа в Европу был прерван.

ПОТРЕБИТЕЛИ ЗА КОНСОРЦИУМ Управляющий итальянского нефтегазового концерна Eni Паоло Скарони также призывает вернуться к идее создания консорциума по управлению газотранспортной системы (ГТС) Украины.

По словам Скарони, необходимо "сесть за стол переговоров, где были бы крупные поставщики, производители, потребители газа, в том числе "Нафтогаз Украины". Сечин поддержал это предложение, отметив, что "только во взаимопонимании потребителей, производителей и транзитеров газа можно достичь общий результат, который называется энергобезопасность".

Вице-премьер РФ добавил, что для России "было удивительно, что ни "Газпром", ни "Минэнерго" не участвовали в подготовке итоговой декларации (между Украиной и Еврокомиссией по модернизации ГТС Украины), хотя сам документ подразумевает увеличение поставок газа европейским потребителям".

Скарони согласился с Сечиным, добавив, что это не осталось без внимания итальянского правительства. "Министр (экономического развития Италии Клаудио) Скайола говорил, что странно делать такие заявления без "Газпрома", который будет поставлять этот газ", - сказал Скарони.

Он также заявил, что совместная декларация Украины и ЕС по вопросам модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), подписанная в Брюсселе в понедельник, - это потеря времени и средств, так как не были учтены интересы поставщиков и покупателей газа. "Говорить об увеличении поставок газа без участия тех, кто поставляет газ, и тех, кто его покупает, - потеря времени", - сказал Скарони на встрече с вице-премьером России Игорем Сечиным.

Кроме того, по словам главы Eni, "ЕС много раз говорил, что необходимо диверсифицировать маршруты поставок российского газа, и одобрил два маршрута - "Южный поток" и "Северный поток".

РОССИЙСКИЕ ВОПРОСЫ Президент РФ Дмитрий Медведев во вторник заявил, что Москва откладывает межправительственные консультации с Киевом, планировавшиеся на следующей неделе, до прояснения вопросов с газовой декларацией Украина-ЕС.

Президент добавил, что содержание этой декларации как минимум вызывает ряд вопросов. Он отметил, что на следующей неделе планировалось провести межправительственные консультации между Россией и Украиной на уровне глав правительства. Однако теперь, по мнению Медведева, России необходимо определиться с последствиями принятия декларации между Украиной и Евросоюзом.

Путин поддержал позицию главы государства, отметив, что правительство внимательно ознакомилось с результатами этой конференции. По его словам, основные вопросы у российской стороны вызывает реализация содержащихся в декларации планов развития газотранспортной системы Украины.

МНЕНИЕ ЕС Представитель Еврокомиссии Пия Арнекильде Хансен заявила во вторник, что Россия остается ключевым партнером и поставщиком газа в страны-члены Евросоюза.

По словам представителя Еврокомиссии, подписанная декларация открывает международным финансовым организациям возможность участия в финансировании проекта модернизации украинской ГТС.

УКРАИНА ПРИГЛАШАЕТ Как заявила во вторник премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, Российская Федерация имеет возможность принимать участие в модернизации украинской газотранспортной системы.

Позднее во вторник уполномоченный президента Ющенко по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский сказал, что Украина хотела бы видеть российские компании среди участников процесса модернизации украинской ТС.

По его словам, участие в проекте России возможно на тех условиях, которые Украина согласовала с ЕС. "Речь идет о прозрачных и четких условиях кредитования и возвращения этих кредитов", - сказал он. Соколовский высказал убежденность, что украинская ГТС нужна и поставщикам, и потребителям газа.

При этом Тимошенко заявила, что Украина убедила Европу в том, что модернизация украинской газотранспортной системы обойдется значительно дешевле, чем строительство обходных газопроводов вне территории Украины.

По ее словам, главным результатом международной конференции по модернизации украинской ГТС 23 марта в Брюсселе является тот факт, что ЕС намерен и дальше использовать ГТС Украины как главную магистраль транзита топлива.

По ее словам, сегодня по украинской ГТС транспортируется 80 всего российского газа (около 120 миллиардов кубометров в год), который идет в Европу. Украина готова увеличить пропускную способность своей трубы в случае ее модернизации.

ВОПРОС РЕАЛИЗАЦИИ Впрочем, президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев убежден, что подписание декларации между Украиной и Евросоюзом является политическим мероприятием и практических шагов по ее реализации не следует ожидать до выборов нового президента на Украине.

Говоря о возможном увеличении мощности Украинской ГТС на 60 миллиардов кубометров, Григорьев сказал, что скорее всего имеются в виду не существующие мощности, а строительство отдельного транспортного коридора, возможно того самого "Белого потока", о планах по строительству которого Украина заявила год назад.

Он также подчеркнул, что это не Евросоюз выбрал Украину основным транзитным коридором, а Советский союз много лет назад.

Согласно декларации, Украина взяла на себя обязательства обеспечить независимость оператора по транзиту газа, обеспечить прозрачность и открытость для инвесторов по модернизации газотранспортной системы и предоставить равный доступ к соответствующей финансовой и технической информации, а также обеспечить контроль над полученными на модернизацию газотранспортной системы средствами.

Украина обещает дать возможность операторам транзита газа действовать на коммерческой основе для выполнения своего бизнес-плана в долгосрочной перспективе. Киев также обязался обеспечить доступ третьих сторон к подземным хранилищам газа на "прозрачных" коммерческих условиях. Согласно декларации, реформу газового сектора Украина должна завершить до конца 2011 года, что будет отражено в соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС, а также в соглашении о присоединении Украины к энергетическому сообществу.

Газотранспортная система Украины является второй в Европе и одной из крупнейших в мире. Ее общая протяженность составляет 37,6 тысячи километров. После газового конфликта между Киевом и Москвой в январе 2009 года, в результате которого Европа почти три недели не получала российский газ из-за прекращения транзита через территорию Украины, ЕС предложил профинансировать мероприятия по модернизации украинской ГТС.

По оценке Еврокомиссии, для украинской ГТС необходимы капиталовложения в размере от 2,5 до 3 миллиардов евро. По итогам конференции в Брюсселе премьер Украины Юлия Тимошенко ожидает поступления указанных инвестиций. В свою очередь, российская сторона уверена, что этих денег недостаточно. Как сказал РИА Новости в понедельник заместитель председателя "Газпрома" Валерий Голубев, модернизация украинской ГТС может потребовать в общей сложности 16, а не 3 миллиарда долларов вложений, как считают европейские эксперты.

Пропускная способность системы на входе составляет сейчас 290 миллиардов кубометров в год, на выходе - 175 миллиардов кубометров. Согласно контракту, в 2009 году "Газпром" должен прокачать в Европу через украинскую ГТС 120 миллиардов кубометров газа.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Другие новости

25.03.2009
07:36
"Газпром" выкупает 20 "Газпром нефти" и бывших активов "ЮКОСа" у ENI и Enel - газета
25.03.2009
05:51
Трехсторонний консорциум по модернизации ГТС Украины - самый реальный вариант - эксперты
25.03.2009
00:00
Лидеры РФ и Туркмении обсудят сотрудничество в газовой сфере и примут совместное заявление
24.03.2009
20:10
"Северный поток" важен для ЕС как дополнительный транзитный газопровод - E.ON Ruhrgas
24.03.2009
19:17
Трехсторонний консорциум для модернизации ГТС Украины наиболее реальный вариант - эксперты
24.03.2009
15:58
Глава Eni призывает вернуться к идее создания консорциума по управлению ГТС Украины
24.03.2009
15:49
Суд 23 апреля вернется к вопросу о законности решения ФАС в отношении "Газпрома"
24.03.2009
11:12
Суд 20 апреля рассмотрит иск Росприроднадзора к Sakhalin Energy о возмещении ущерба лесу
24.03.2009
10:27
Замглавы "Газпрома" Ананенков увеличил свою долю в холдинге, купив около 15 тыс акций
Комментарии отключены.