Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Сергея Степашина рассмотрела во вторник результаты проверки эффективности и целесообразности использования и распоряжения федеральной собственностью, поступлений в федеральный бюджет доходов от использования имущества и налоговых доходов морских портов и пароходств, расположенных в Южном федеральном округе - ОАО "Таганрогский морской торговый порт", ОАО "Новороссийский морской торговый порт" и ОАО "Новороссийское морское пароходство" (ОАО "Новошип") за 1999-2001 гг.
Как сообщило управление информации и общественных связей Счетной палаты РФ, в материалах, представленных на коллегию, отмечается, что хотя все проверенные компании работают рентабельно и своевременно перечисляют в федеральный бюджет налоговые, арендные и дивидендные платежи, в ходе проверки были выявлены некоторые нарушения и недостатки.
Устаревшая инфраструктура Таганрогского морского торгового порта (ТМТП) не соответствует существующим объемам грузооборота порта и является сдерживающим фактором для его развития. Производственные фонды порта характеризуются высокой степенью износа - более 65%. Перегрузочное оборудование порта в среднем изношено на 80-95%, часть оборудования полностью выработала свой ресурс.
Анализ финансового состояния предприятия за проверяемый период показал, что финансовое положение ТМТП является неустойчивым. Динамика основных финансовых показателей за 2001 г является отрицательной. Доходы по основной деятельности за 2001 г уменьшились по сравнению с 2000 г на 19%, а расходы увеличились на 2.5%. Прибыль в 2001 г снизилась по сравнению с 2000 г на 72% и составила 9.2 млн руб. Произошло также снижение рентабельности от основной деятельности - с 42.5% в 2000 г до 12.5% в 2001 г.
ОАО "Новошип", его зависимые и дочерние компании образуют группу компаний "Новошип", под контролем которой находятся 74 судна, из которых 27 судов (36.5% флота группы) находятся на балансе ОАО "Новошип", а 47 судов (63.5%) работают под иностранными флагами и контролируются дочерней компанией Intrigue Shipping Inc. Действующее российское таможенное и налоговое законодательство снижает конкурентоспособность флота, плавающего под российским флагом, и не способствует возврату в Россию судов, построенных и работающих за рубежом. Объем перевозок грузов флотом группы сократился на 11.6% по отношению к 2000 г.
Состояние основных средств ОАО "Новошип" характеризуется высокой степенью износа - 76.7%, изношенность флота составляет 81.5%. Коэффициент износа основных средств имеет тенденцию к увеличению, коэффициент обновления снижается. По результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2001 г выручка ОАО "Новошип" практически не изменилась по сравнению с предыдущим годом, в то же время себестоимость выросла на 17%. По основной деятельности в 2001 г был получен убыток в размере 236.1 млн руб, в то время как в 2000 г прибыль составила 179.9 млн руб.
Как отмечалось на коллегии, финансово-хозяйственная деятельность ОАО "Новошип" непрозрачна. В частности, проверяющим так и не были предоставлены документы, подтверждающие право собственности группы на морские суда, плавающие под иностранными флагами. Инспекторы Счетной палаты не получили в полном объеме бухгалтерские и иные документы. Коллегия решила обратиться в Генеральную прокуратуру РФ по факту непредоставления информации в ходе проверки ОАО "Новошип", что нарушает действующее законодательство.
По итогам обсуждения коллегия приняла также решение направить представления в Минимущество РФ, ОАО "ТМТП", ОАО "Новошип", а также информационные письма в правительство РФ, Минтранс и МАП. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания и полномочному представителю президента РФ в Южном федеральном округе.
Комментарии отключены.