АНАЛИЗ - Повторение "черного вторника" маловероятно, но симптомы настораживают

МОСКВА, 10 окт - РИА Новости, Дмитрий Майоров. Повторение событий "черного вторника" 1994 года, когда курс доллара подскочил за день против рубля почти на 30%, маловероятно при нынешнем положении дел: макроэкономическая картина и уровень развития финансовых институтов в РФ резко различаются, полагают эксперты, опрошенные РИА Новости.

Однако есть несколько общих моментов, которые вызывают тревогу, говорят аналитики.

"Черный вторник" 11 октября 1994 года ознаменовался обвальным падением рубля к доллару. За один день на ММВБ курс доллара вырос на 27% - до 3926 рублей за доллар (тогда рубли были еще не деноминированы в 1000 раз).

Особенностью, отличающей "черный вторник" от других обвалов рубля, стала кратковременность падения курса: уже через несколько дней доллар вернулся практически на прежний уровень. Наказание за "черный вторник" понесли первые лица финансовых ведомств: были отправлены в отставку председатель ЦБ Виктор Геращенко и министр финансов Сергей Дубинин.

СХОДСТВО

Внешний фон, сложившийся в текущее время и 20 лет назад, имеет ряд общих черт. Российские активы относятся к классу рискованных, и спрос на них определяется объемом свободной ликвидности в мировой финансовой системе.

Основным эмиссионным центром в нынешнем мире является ФРС США, которая с января 2014 года проводит ужесточение денежно-кредитной политики. Сокращаются объемы выкупа Федрезервом активов с рынка (финал ожидается в октябре), и все готовятся к началу повышения ставки рефинансирования в США. Двадцать лет назад американский регулятор тоже ужесточал денежную политику, напоминает Александр Головцов из УК "Уралсиб".

На развивающихся рынках назревают негативные кредитные события, которые также снижают аппетит к риску. Венесуэла уже одной ногой вступила в дефолт – существенно возросли оценки его риска. У китайских предприятий очень большая долговая нагрузка - под 200% ВВП страны. Да к тому же она резко выросла в 2009-2013 годах. Обычно за такими скачками следуют волны дефолтов, говорит Головцов.

Двадцать лет назад кредитные события также развивались негативным образом, что привело, в частности, к дефолту Мексики в 1994 году.

Есть также ряд внутренних факторов. Ситуация в экономике как и тогда ухудшается. Растущая инфляция, неуверенность предпринимателей и потребителей, перспективы возможного дальнейшего снижения цен на нефть, оказывают давление на рубль, говорит Николай Подлевских из ИК "Церих Кэпитал Менеджмент".

Экономика по-прежнему зависит от экспортных валютных притоков, а экспорт - в значительной степени от цен на сырье, сказал главный экономист БКС Владимир Тихомиров.

"На фоне низких цен на нефть российскими активами не очень сильно интересуются (как и 20 лет назад), нет на рынке большого количества инвесторов, которые готовы в зависимости от процентных ставок вкладывать", - рассуждает глава совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин.

РФ в начале 1990-х была яркой сторонницей проведения монетаристской денежно-кредитной политики. Мол, рынок все отрегулирует. Самое интересное, что сейчас экономические министерства РФ придерживаются такого же подхода, однако берут от него лучшее, говорит Сергей Кочергин из компании Exness.

Наконец, в 1994-м страна была в активной форме вовлечена в контртеррористическую операцию в Чечне. Сейчас очень высоким был риск прямого вовлечения РФ в украинский конфликт, чего к счастью не произошло, добавил Головцов.

МАСШТАБ НЕГАТИВА НЕ ТОТ

Тем не менее, несмотря на схожесть многих моментов, эксперты говорят о несопоставимости масштаба негатива. "Тогда резервов (валютных – ред.) не было, поэтому вынуждены были такое решение принять. Потом, не было такого опыта в политике на этом рынке", - говорит Вьюгин.

Сейчас строить параллели с тем периодом очень сложно, ситуация, несмотря на нарастание экономических проблем и возросший спрос на валюту, кардинально иная. Другая экономика, другой спрос на валюту, другая банковская система, совершенно другие возможности по управлению валютным курсом, говорит гендиректор рейтингового агентства РИА Рейтинг Валерий Третьяков.

Сегодня золотовалютные резервы у ЦБ в 77,5 раз больше, чем в октябре 1994 года, аргументирует он.

"Поэтому тогда был бюджетный дефицит, галопирующая инфляция, быстрый рост денежной массы, долларизация экономики, проблемы взаиморасчетов на предприятиях, неразвитость банковских институтов, отсутствие цивилизованного фондового рынка и, наконец, отсутствие у прежних руководителей страны опыта управления рыночной экономикой", - говорит Третьяков.

Такого масштаба проблем для экономики РФ как в девяностые годы сейчас, конечно, нет, считает Подлевских.

"Так к концу 1994 года среднегодовые цены на нефть марки Brent падали уже четыре года подряд и в итоге снизились на треть с 23,8 доллара за баррель Brent до 15,9 доллара. На начало девяностых пришелся самый резкий спад ВВП, связанный не только с падением цен на нефть, но и с распадом Советского Союза. В 1994 году ВВП России упал на 12,6%, а всего за 1991-1994 годы ВВП потерял примерно треть", - говорит он, подчеркивая различие в ситуации.

На сегодня экономика значительно более рыночная, открытая и конкурентная особенно в сфере финансов. Курс рубля преимущественно плавающий, у ЦБ значительно больше опыта по проведению валютной политики и совершенно другой уровень резервов, монетарная политика значительно более жесткая: избытка рублей в банковской системе нет, рассуждает Тихомиров.

Банковский сектор стал более устойчив. С 1994 года он прошел большой путь и построил достаточно прочный фундамент, был создан значительный запас доверия к валюте, отметил Дмитрий Дмитриев из "ВТБ Капитала".

"Система страхования вкладов, которая была создана, и в которую банки достаточно много платили взносов – она работает, помогает", - добавил Дмитриев.

ПОВТОРЕНИЕ ОБВАЛА МАЛОВЕРОЯТНО

Эксперты сходятся во мнение, что в текущих условиях повторение обвала практически невозможно.

"Я думаю, что все-таки курс зависит фундаментально от состояния платежного баланса, ну и плюс объема денежной эмиссии – агрегатов М1, М2", - говорит председатель набсовета ВТБ Сергей Дубинин.

"Нынешние тенденции, если не гарантируют нам постоянно положительного счета платежного баланса, то, во всяком случае, скорее, это будет положительное сальдо по текущему счету и отрицательное – по капитальному. Определенное снижение рубля уже произошло и достаточно значительное – но какого-то катастрофического обвала не видно и не предвидится", - заверяет он.

У ЦБ есть на сегодняшний день все возможности для того, чтобы достаточно быстро вывести рубль на какой-нибудь уровень, который будет всеми признан как балансирующий платежный баланс с учетом предстоящих платежей, говорит Вьюгин. "Но это, наверное, не сегодняшний уровень. Нефть падает", - добавляет он.

Катастрофы ожидать не стоит, резкого обвала курса национальной валюты не произойдет, также успокаивает Дарья Желаннова из компании "Альпари".

"Центробанк продолжает оказывать поддержку рублю, сдвигая границы плавающего коридора бивалютной корзины и проводя интервенции по мере необходимости. Международные резервы остаются весьма значительными – на первое октября текущего года их объем составлял 454,24 миллиарда долларов. Крупнейшие экспортеры обладают значительными валютными позициями", - рассуждает она.

ПЕССИМИСТИЧНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Однако есть пессимистичные сценарии. "Кризис грядет, но не сейчас. Если санкции сохранятся, то - к осени следующего года, когда резервы достигнут критического уровня в 200 миллиардов долларов", - говорит Головцов из УК "Уралсиб".

В условиях изоляции от глобальных кредитных рынков отток капитала увеличивается примерно на 150 миллиардов долларов в год за счет расходов на погашение внешних долгов, которые раньше рефинансировались, говорит Головцов.

"Ещё миллиардов 50 может добавиться за счет форсированного вывоза ликвидности "дочками" иностранных компаний и просто как эмоциональная реакция на санкции. Добавим потери от падения цен на сырье и сокращения газового экспорта - и через год текущие около 450 миллиардов долларов резервов превращаются в 200 миллиардов", - говорит он.

"Возможности препятствовать ослаблению рубля у ЦБ и правительства ограничены, если только не отменять свободную конвертацию. Падающая экономика не выдержит повышения ставки РЕПО. Остается надеяться на отмену санкций, сказочное оживление мировой экономики или очередное QE мировых центробанков", - резюмирует Головцов.

В этом контексте переход к плавающему курсу рубля в целом правильный, однако для повышения его эффективности необходимо существенно уменьшить спекулятивную составляющую на валютном рынке – через ограничение хождения иностранных валют внутри РФ, советует Тихомиров из БКС.

"Среди крупных экспортеров сырья Россия, пожалуй, единственная страна с таким либеральным валютным режимом. Это делает ее очень уязвимой к колебаниям сырьевых цен, которые РФ контролировать не может. В таких же странах, как Австралия или ЮАР резиденты не могут открыть банковские счета в иностранной валюте, а покупки наличной валюты ограничены", - говорит он.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.