ОБЗОР: Идея блокировки сайтов недобросовестных онлайн-магазинов вызвала вопросы ритейлеров

МОСКВА, 10 июл - РИА Новости/Прайм, Антон Мещеряков. Российские интернет-магазины поддержали идею Роспотребнадзора об обязательном раскрытии полной информации о товарах на сайтах, свидетельствует опрос, проведенный РИА Новости. В то же время ритейлеры указали на спорные моменты инициативы ведомства - не до конца понятно, как будет осуществляться регулирование интернет-магазинов и на каком основании их сайты будут блокироваться.

В июне Роспотребнадзор предложил включить в закон о защите прав потребителей понятие "поставщик" - компания или индивидуальный предприниматель, которые на своих сайтах предоставляют покупателям информацию о реализуемых товарах, напрямую или по договору, и где покупатели могут заявить о намерении купить или продать товар.

Кроме того, ведомство хочет обязать онлайн-ритейлеров и товарных агрегаторов, которые попадают под определение поставщика, указывать на своих сайтах полную информацию о товарах, включая потребительские свойства, место изготовления, цену, условия доставки, сроки годности и гарантии, адрес продавца. За нарушение закона Роспотребнадзор предлагает блокировать сайты поставщиков.

В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2016 года.

ПЛЮСЫ ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ

"Мы поддерживаем инициативу Роспотребнадзора, так как она направлена на развитие рынка e-commerce и сделает его более прозрачным для покупателей", - сказали в пресс-службе ритейлера "Связной". В компании указали, что сейчас на российском рынке e-commerce (электронной коммерции) существует большое количество интернет-магазинов, которые трудно идентифицировать.

Например, такие магазины могут не указывать свои контактные данные или сведения о юридическом лице. Если же их клиенты купят некачественный товар или подделку, у них возникнут сложности с защитой своих прав - покупателям будет некуда обратиться с целью возврата товара, а в случае, если права придется защищать в суде, просто будет не ясно, на чье имя и на какую организацию подавать иск.

"Нередки случаи, когда недобросовестные продавцы предлагают гаджеты по цене, которая существенно ниже рыночной. Многие покупатели, видя низкую цену, не задумываются, что их могут обмануть, и приобретают, например, смартфон, а он может быть подделкой или, скажем, не работать в российских частотах", - добавили в компании.

Поэтому принятие поправок к закону о защите прав потребителей, по мнению ритейлера, не только поможет бороться с недобросовестными владельцами интернет-магазинов, но и повысит общую культуру покупок в интернете. В первую очередь это коснется продавцов: они будут указывать полную информацию для покупателей, чтобы избежать блокировки.

На преимущества ужесточения требований к онлайн-ритейлерам указывают и в "Юлмарте". "На рынке e-commerce до сих пор работают игроки, для которых торговля некачественным, серым товаром остается нормой. Их деятельность подрывает доверие потребителей к рынку интернет-торговли, косвенно вредит репутации добросовестных продавцов", - сказали в пресс-службе ритейлера.

По этой причине "Юлмарт" поддерживает любую инициативу, направленную на защиту прав потребителей. "Предоставлять максимально развернутые, объективные данные о товаре и его производителе – для нас принципиальная позиция", - подчеркнул гендиректор компании Сергей Федоринов.

В будущем "Юлмарт" совместно с другими членами Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) намерен пристально следить за реализацией инициативы. "И продавцы, и поставщики должны работать в рамках закона, полностью выполнять свои обязательства перед клиентом", - считают в компании.

СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Гендиректор онлайн-ритейлера "Викимарт" Андрей Кленин согласен: нет ничего плохого в том, чтобы в интернете выполнялись требования закона в части информирования потребителей о товарах и продавцах. "И эти требования, конечно, должны распространяться на всех игроков. Однако, законопроект после внесения изменений в КоАП несет серьезную угрозу бизнесу", - добавляет топ-менеджер.

Он указывает, что поправки о блокировке сайтов за непредоставление информации о товарах касаются в принципе любых лиц, ведущих деятельность в сети интернет, а не только интернет-продавцов. Во-вторых, раньше закон не предусматривал возможности такой блокировки в случае нарушения прав потребителей - такое наказание предусматривалось только в случае серьезных угроз безопасности.

"Теперь же закон будет содержать нормы, которые позволят приостановить деятельность любых интернет-ресурсов за абсолютно любое нарушение, вне зависимости от его тяжести", - опасается Кленин.

В других компаниях также указали на недостатки и спорные вопросы, связанные с нормами законопроекта. "Связной" указывает, что сейчас не совсем ясны критерии полной или неполной информации о товаре, которая должна размещаться на сайтах.

"Например, если на сайте продавца есть все контакты, данные о юридическом лице, телефон круглосуточной службы поддержки, и в то же время допущена ошибка в карточке одного из 20 тысяч товаров – будет ли это считаться основанием для немедленной блокировки? Мы надеемся, что подобные случаи, а также "градация" нарушений будут продуманы", - отметили в «Связном».

"Юлмарт" обращает внимание на термин "поставщик", который, по мнению ритейлера, выбран не очень удачно. "Он не отражает суть электронной торговли на интернет-площадках, и может вызывать некорректные ассоциации, как у самих продавцов, так и у конечного потребителя. Учитывая всю важность правовых формулировок, необходимо подобрать наименование с более четкой этимологией", - сказали в компании.

В свою очередь для "Яндекса" не совсем понятно, каким образом планируется регулировать законом деятельность товарных агрегаторов. "В работе агрегаторов преимущественно используется рекламная модель. Деятельность товарных агрегаторов в указанных случаях уже регулируется законом "О рекламе", - указали в пресс-службе "Яндекса".

"Яндекс.Маркет" стремится предоставить пользователям обширную базу товаров, которые они могут подобрать и приобрести в магазинах, а не у агрегатора. Агрегатор не обладает указанным товаром, не держит его в руках, не осуществляет его продажу потребителю, и, соответственно, ряд информации о товаре нам просто недоступен", - добавили в компании.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.