Москва, 24 марта. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Министерство финансов разработало поправки в закон "О Центральном банке", которые запрещают в России выпуск и оборот криптовалют. Кроме того, ведомство подготовило поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие санкции для бизнеса за выпуск и оборот виртуальных валют. Компаниям-нарушителям в соответствии с законопроектом Минфина грозит штраф в размере 3–5 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Как сообщают "Известия", вносить законопроекты в Госдуму после межведомственного согласования будет правительство.
Минэкономразвития, Росфинмониторинг, юристы и банкиры поддержали новацию.
"Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек, — следует из уточненной Минфином статьи 27 закона "О Центральном банке". — Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и изготовление (выпуск) объектов имущественных прав, в том числе в электронном виде, используемых в качестве средства платежа и (или) обмена на денежные средства и непосредственно не предусмотренных федеральным законом (далее — денежные суррогаты), а равно осуществление операций с использованием денежных суррогатов запрещаются. Не признаются денежными суррогатами объекты имущественных прав, возникающие в результате исполнения сторонами обязательств по договорам гражданско-правового характера и используемые в целях стимулирования приобретения товаров, работ, услуг".
Действующая редакция статьи звучит так: "Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются".
Таким образом, Минфин новыми поправками вводит официальный запрет на выпуск и оборот виртуальных валют в России. В своем неприятии виртуальных денег Минфин опирается на первый пункт статьи 75 Конституции РФ: "Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком. Введение и эмиссия других денег не допускаются".
— Министерство финансов, по всей видимости, решило изменить закон "О Центральном банке", когда стало ясно: чтобы можно было наказывать за криптовалюты, нужно сначала прийти к пониманию, что именно нельзя выпускать, — пояснила изданию партнер компании "Юков и партнеры" Ирина Адамова. Совладелец Qiwi Борис Ким также ранее заявлял журналистам, что криптовалюты не отнесены к денежным суррогатам.
Интересно, что Минфин форсировал разработку документов, вводящих запрет на биткоины, после того как Qiwi в сентябре 2015 года объявила о разработке своего аналога биткоинов — битрублей. Предполагалось, что в 2016 году битрублями можно будет расплачиваться за услуги (например, за мобильную связь) через Qiwi-кошелек. Гендиректор и совладелец компании Сергей Солонин тогда сообщил, что при запуске будет использоваться криптотехнология blockchain, на которой работает система Bitcoin.
Наказание для компаний за выпуск и оборот криптовалют для бизнеса (штрафы 3–5 млн рублей; административное приостановление деятельности) Минфин предлагает прописать в новой статье КоАП — 15.16.1. Ранее предполагалось, что штрафы для бизнеса за выпуск и оборот криптовалют составят 300 тыс. — 1 млн рублей.
— Использование денежных суррогатов сопряжено с высоким уровнем рисков, прежде всего в связи с их необеспеченностью активами, отсутствием единого регулирования выпуска и юридически обязанного по ним субъекта, — пояснила Елена Лашкина, помощник министра экономического развития Алексея Улюкаева. — Анонимный характер деятельности по выпуску денежных суррогатов неограниченным кругом субъектов создает предпосылки для вовлечения граждан и юридических лиц в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Кроме того, использование денежных суррогатов в качестве средства платежа и накопления может повлечь нарушение прав вовлеченных в их оборот добросовестных лиц, поскольку держатели "денежных суррогатов" ввиду их анонимности и виртуальности лишены возможности защиты своих интересов в судебном и (или) административном порядке.
При этом, по словам Лашкиной, "вопрос о необходимости принятия законопроектов Минфина не стоит и в настоящий момент обсуждается именно ответственность за данное правонарушение".
— Законопроекты Минфина нами поддерживаются, хотя проблема новых платежных инструментов нуждается в углубленном изучении, что и делается заинтересованными ведомствами, в том числе и нами, — заявил газете замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный.
По словам замдиректора Центра макроэкономического прогнозирования и инвестиционной стратегии "Бинбанка" Наталии Шиловой, фактически криптовалюты — это абсолютно неизведанный и неуправляемый элемент для любых властей.
— Если, например, рубль, доллар или другая валюта — это обязательство Центрального Банка конкретной страны уплатить определенную сумму, то понятно, что в случае чего требования будут предъявляться к конкретной стране и обеспечиваться ее золотовалютными резервами, — пояснила Наталия Шилова. — В случае если, допустим, в один прекрасный день вся сумма криптовалюты, находящаяся на вашем счете, исчезнет (или не будет приниматься к расчетам, то есть фактически обнулится), то претензии предъявить будет некому. Криптовалюты не обеспечены вообще ничем (ни ЗВР, ни силой экономики определенной страны) и поэтому могут перерасти в классическую пирамиду без какой-либо ответственности за нее со стороны создателей.
Ранее, в 2014 году, представители Центробанка отмечали, что считают биткоины денежными суррогатами. Но уже летом 2015 года первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский заявил, что "нельзя отвергать этот инструмент, возможно, за ним будущее". А в сентябре прошлого года зампред ЦБ Ольга Скоробогатова сообщила на форуме в Казани, что регулятор создал рабочую группу по изучению технологии blockchain с учетом международного опыта (после того как Банк Англии заявил о планах по созданию собственной цифровой валюты и сравнил появление биткоина с рождением интернета).
Окончательная позиция ЦБ по этому вопросу будет сформирована по итогам анализа blockchain рабочей группой.
Поправки Минфина, запрещая выпуск биткоинов, не запрещают криптотехнологию, на которой работает система Bitcoin.
Резко против криптовалют всегда выступали Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел и Федеральная служба безопасности. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) заявляла, что биткоины среди прочих платежных систем активно используются наркомафией в торговле наркотиками. Как отметили представители службы, позиция ФСКН по данному вопросу не изменилась.
Источник, близкий к Росфинмониторингу, отмечает, что на повышенные риски оборота криптовалют указывает FATF (международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — Financial Action Task Force, участницей которой является и Россия). По словам собеседника, FATF считает, что главные риски связаны с анонимностью операций с криптовалютами. Источник говорит, что во всех последних отчетах FATF говорится об этой проблеме.
Минфин также подготовил законопроект, вводящий уголовную ответственность за биткоины. Документ проходит межведомственное согласование. В соответствии с ним за выпуск, покупку и сбыт денежных суррогатов нарушителям грозит штраф до 500 тыс. рублей или тюремный срок до четырех лет. Для участников организованной группы — штраф от 500 тыс. до 1 млн рублей или лишение свободы на срок до шести лет. Для топ-менеджеров банков, страховых компаний и других финансовых организаций и профучастников рынка ценных бумаг штраф может составить от 1 млн до 2.5 млн рублей, а максимальное наказание — семь лет тюремного заключения с лишением права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарии отключены.