МОСКВА, 29 ноя – РИА Новости. Постановление правительства, опубликованное в пятницу, внесло, наконец, определенность в вопрос о том, когда все же в России на деле будет внедрена услуга переноса абонентом своего телефонного номера при переходе на обслуживание в сеть другого сотового оператора (MNP), пишет Digit.ru.
Поправки в закон «О связи», предусматривающие ведение этой услуги в России, были приняты почти год назад – в декабре 2012 года. Однако, как ни странно, вплоть до сего дня сохранялись сомнения, заработает ли переносимость номера в предусмотренный законом срок – с 1 декабря текущего года.
НЕПЕРЕНОСИМАЯ ТЯЖЕСТЬ MNP
Основная проблема, с которой столкнулись бы и абоненты, и операторы, и государство, если бы пришлось обеспечить перенос номера к другому оператору начиная с 1 декабря, - невозможность сделать это в установленные сроки, то есть за восемь дней с момента подачи заявления для физических лиц и в течение 24 дней - для юридических.
Основная причина такой ситуации – отсутствие целостной технологической системы, необходимой для предоставления услуги MNP, без чего никакого переноса номера быть не могло. Дело в том, что для реальной возможности перехода абонента к другому оператору со своим номером мало готовности какого-то одного отдельно взятого оператора или даже нескольких отдельных операторов – нужна готовность именно всех компонентов технологической структуры и их взаимосвязь друг с другом.
А кроме сотовых операторов, в эту структуру входят и операторы фиксированной связи, и зарубежные операторы, которых MNP напрямую, казалось бы, не касается. И самое главное – целостность всей структуры MNP, без которой эта услуга невозможна, должна обеспечиваться ее центральным звеном – единой базой данных перенесенных номеров, вести которую правительство поручило ЦНИИС.
В свою очередь, такая целостная структура не сложилась и не могла сложиться из-за того, что нужная для ее формирования нормативная база в виде постановлений правительства, отраслевых документов Минкомсвязи была в более или менее законченном виде лишь ко второй половине ноября.
По состоянию на 29 ноября все крупнейшие операторы России, опрошенные Digit.ru – МТС, «Вымпелком» («Билайн»), «мегафон» и «Ростелеком», - заявили, что их каналы связи с базой данных и взаимодействие по этим каналам находятся в стадии тестирования, результаты которого пока неизвестны.
Кроме того, попытки обслуживания в новой сети абонента, перешедшего в нее со своим номером, в такой ситуации могли бы привести к серьезным ограничениям в услугах связи для такого абонента. Например, без налаженной работы централизованной базы данных и ее связи со всеми основными операторами такой абонент смог бы получать входящие звонки только из той сети, в которую он перешел. Услуги роуминга также были бы ему недоступны.
«ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?»
Более того, для абонента стала бы огромной проблемой оплата услуг связи после перехода в новую сеть. Ведь основной канал оплаты – электронные платежи – для него был бы закрыт, так как для того, чтобы найти, где сейчас обслуживается перешедший абонент, платежные системы должны бы тоже присоединиться к базе данных перенесенных номеров, а они пока этого не сделали.
В крупнейшей сети платежных терминалов Qiwi сообщили Digit.ru, что «платежный сервис QIWI сейчас находится на этапе подготовки к тестированию системы MNP. Наша основная задача совместно с ЦНИИС разработать удобные и безопасные механизмы оплаты услуг сотовой связи для наших клиентов. На данный момент система MNP находится в тестовом режиме и более детальная механика работы с платежными сервисами еще прорабатывается».
В пресс-службе «Евросети» сказали, что компания в системе MNP пока не участвует. Крупнейший интернет-сервис платежей «Яндекс.Деньги» также не готов к MNP. «На данный момент даже не все операторы предоставили (платежным – ред.) компаниям протоколы, по которым можно проводить тестирование. Основная проблема – это общее отсутствие понимания всеми участниками, как это вообще будет работать», - заявили в «Яндекс.Деньгах». Другой обладатель крупной системы электронных платежей – Сбербанк – от комментариев на эту тему вообще отказался.
Тем временем, по оценке экспертов, если бы с 1 декабря перешедший со своим номером в новую сеть абонент попытался заплатить за услуги через одну из не операторских платежных систем, то его деньги не просто не поступили бы на его счет в новой сети, они вообще попали бы неизвестно куда, так как старый оператор тоже их не получил бы. В результате, найти эти деньги было бы непросто.
КАК ЭТО БУДЕТ РАБОТАТЬ
Опубликованное 29 ноября постановление правительства создает условия для решения всех этих проблем, потому что предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность тщательно подготовиться к оказанию услуг переходящим абонентам.
Постановление позволяет оператору, к которому хочет перейти абонент, при приеме заявления от абонента о переходе начиная с 1 декабря устанавливать любую дату начала оказания услуг в новой сети, лишь бы она была не позднее 15 апреля 2014 года. Это снимает угрозу неизбежных проблем с получением услуг в новой сети, которая бы возникла при необходимости начинать их оказание в первых числах декабря при неготовности к взаимодействию звеньев системы MNP.
Таким образом, все операторы, так же, как и платежные системы, и ЦНИИС с базой данных перенесенных номеров, могут до апреля отлаживать собственные системы, тестировать взаимодействие друг с другом и третьими сторонами, уточнять нужные нормативные акты и заниматься другими вопросами, чтобы пришедший к новому оператору абонент не оказался отрезанным от той или иной сети услуг связи.
Для абонента теперь все выглядит на первый взгляд просто. Он с 1 декабря может обратиться к оператору связи, в сеть которого он хочет перейти со своим номером, и написать заявление о переходе. Оператор же заявление примет, и при этом определит, что он начнет предоставлять услуги новому абоненту, например, с 10 марта 2014 года. Если эта дата устраивает абонента, он подпишет договор, получит SIM-карту новой сети и будет ждать уведомления о том, в какой день и час он должен будет вставить ее в свой телефон для начала обслуживания в новой сети с прежним номером.
Согласно постановлению правительства, оператор должен уведомить об этой дате абонента не позднее трех дней до начала услуг, если это юридическое лицо – то не позднее семи дней до начала обслуживания.
КОГДА ЖДАТЬ ПЕРВЫХ «MNP-ЛАСТОЧЕК»
Однако все же окончательной ясности с тем, когда же в стране появятся первые абоненты, обслуживающиеся со старым номером в новой сотовой сети, пока нет.
В МТС по этому поводу сказали: «МТС будет назначать возможную более близкую дату переноса номера для абонентов. Реальные сроки переноса будут зависеть от способности других участников рынка решить все вопросы с переносом номера. С 1 декабря МТС начнет принимать заявления абонентов, МТС полностью готова принимать и отдавать номера абонентов в рамках MNP». В то же время, в компании по-прежнему обращают внимание, что корректность работы всей системы зависит от всех участников рынка – от базы данных перенесенных номеров, платежных систем, от всех операторов – как мобильных, так и фиксированных.
В «Мегафоне» говорят: «Мы будем принимать заявления (с 1 декабря – ред.). Но, как ответственная компания, мы заботимся о том, чтобы у наших клиентов работало 100% услуг. В условиях MNP работоспособность услуг зависит от готовности всех операторов, то есть проблемы перешедшего к нам абонента будут, в первую очередь, с входящими звонками с других сетей, в большей степени это зависит от оператора-донора. Мы не называем конкретную дату переноса, поскольку будем оперативно следить за готовностью всех систем».
Другими словами, несмотря на отсрочку начала реализации MNP, у участников рынка нет понимания, когда может реально начаться переход абонентов к другому оператору с сохранением номера.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.