МОСКВА, 5 авг - РИА Новости. Минэкономразвития РФ подготовило проект создания инфраструктурного фонда с капиталом в 20 миллиардов рублей, якорным инвестором фонда может стать "ВТБ капитал", кредитором - Газпромбанк, а управляющей компанией - "Лидер", пишет в четверг газета "Ведомости".
По информации издания, проект пока обсуждается и официально в правительство не внесен, говорят чиновник аппарата правительства и сотрудник министерства, но уже обсуждался на рабочих совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Представитель Шувалова не смог сообщить "Ведомостям", проводились ли рабочие совещания на эту тему. В администрацию президента материалы Минэкономразвития по созданию фонда еще не были представлены, сказал газете помощник президента Аркадий Дворкович.
Как сообщают "Ведомости", фонд будет финансировать инфраструктурные проекты, приобретая доли акций компаний электроэнергетики, транспорта и ЖКХ, и сможет участвовать в корпоративном управлении ими.
В материалах Минэкономразвития высказано предположение, что основным инвестором будет "ВТБ капитал", способный вложить собственные средства и привлечь деньги иностранных институциональных инвесторов. Обсуждался также вариант, что якорным инвестором выступит не только "ВТБ капитал", но и Газпромбанк, а точнее, его акционер - НПФ "Газфонд", рассказывает один из участников обсуждения проекта.
При формировании фонда ему могут быть переданы портфельные пакеты акций инфраструктурных компаний (например, МОЭСК, РСК, МТК и МОЭК), ссылаются "Ведомости" на данные презентации. Через три года за счет привлеченных инвестиций капитал фонда должен вырасти как минимум до 40 миллиардов рублей, полагают в Минэкономразвития. Управляющей компанией фонда, как следует из материалов, может стать "Лидер". Ее комиссия составит 2% годовых от совокупных обязательств инвестирования (до конца периода инвестирования) или объема инвестиционных средств, а "плата за успех" - 20% от прибыли. Газпромбанк должен выделить кредитную линию не менее 40 миллиардов рублей на пять-семь лет "по ставке не выше 10,5% годовых". Одна инвестиция должна составлять не более 15% от средств фонда, а доходность - 18-22% годовых, что соответствует двукратному росту капитализации фонда за пять лет, говорится в презентации. Срок существования фонда - 10 лет.
Концепцию создания инфраструктурного инвестфонда Шувалов и министр экономического развития Эльвира Набиуллина уже обсуждали с руководителями УК "Лидер", "ВТБ капитала", Газпромбанка и НПФ "Газфонд", сказали "Ведомостям" два участника, близких к этим переговорам. По словам близкого к "Лидеру" источника, переговоры об управлении фондом ведутся также и со Сбербанком. Но сотрудник аппарата правительства полагает, что самые высокие шансы участвовать в проекте у "ВТБ капитала" (якорный инвестор) и "Лидера" (управляющая компания).
Как пишут "Ведомости", представители "ВТБ капитала", "Лидера", Газпромбанка отказались от комментариев по поводу участия своих компаний в проекте. Мало у кого кроме этих компаний есть опыт реализации крупных инфраструктурных проектов в рамках частно-государственного партнерства, приводит газета мнение заместителя гендиректора "Эксперт РА" Павла Самиева: "Лидер", в частности, участвует в строительстве дорог (например, отрезок трассы Москва - Минск), а "ВТБ капитал" - участник консорциума по реконструкции аэропорта "Пулково". Материалы презентации - рабочие, напоминает сотрудник аппарата правительства, после принятия решения о создании фонда участники проекта будут выбираться по конкурсу.
В презентации министерства есть и список компаний, куда мог бы инвестировать фонд. Например, в МОЭСК, "Ленэнерго", "Кубаньэнерго", Дальневосточную РСК и "Росводоканал" через допэмиссию акций. Для "Газэкса", "Донэнерго", новосибирских РЭС и тюменских городских электростанций предусмотрены одновременно выкуп акций и допэмиссия. Красноярский аэропорт собираются отдать в концессию, а для тепловых сетей Санкт-Петербурга, Приморского, Хабаровского краев, Архангельска, Екатеринбурга, Кирова и Тюмени механизм инвестирования пока не определен, говорится в презентации. Представитель департамента имущества правительства Москвы (контролирует МОЭК и МТК) заявил "Ведомостям", что никаких переговоров по поводу этих компаний нет.
Газета напоминает, что президент России Дмитрий Медведев 18 июня на форуме в Санкт-Петербурге объявил, что власть готова создавать институты, которые будут способствовать привлечению инвестиций в модернизацию экономики. И сразу же поручил правительству проработать "идею создания специального инвестфонда, в котором государственные средства будут дополнены частным капиталом". Фонд должен заниматься софинансированием проектов и привлечением для них стратегических инвесторов. Как предположил на форуме президент, на один рубль госвложений "мы рассчитывали бы привлечь" три рубля частных инвестиций. Именно о таком плече - один к трем - говорится в материалах Минэкономразвития.
Чтобы выполнить поставленную задачу, фонд должен быть эффективнее, чем уже существующий инвестфонд, цитирует газета сотрудника аппарата правительства, а значит, возможности и полномочия нового фонда должны быть гораздо шире. В презентации Минэкономразвития именно это названо ключевым фактором успеха. Фонд должен участвовать в разработке "действенных правил работы капитала в регулируемом секторе экономики" - нормативных актов, гарантий, ответственности сторон. Он будет не только разрабатывать требования к проектам и отбирать их, но и контролировать внедрение проектов и устранять барьеры на их пути, говорится в презентации.
"Надо понимать, что новый фонд - это не второй инвестфонд, а первый фонд прямых инвестиций", - разъясняет один из разработчиков проекта. За организацию этого процесса в правительстве должна будет отвечать рабочая группа при первом вице-премьере, сказано в презентации.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.