Независимый сотовый ритейлер может лишиться независимости - "МТС" просит разрешения на покупку "Связного"

Москва, 16 сентября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) получила ходатайство "МТС" о покупке ЗАО "Группа компаний "Связной" и продлила срок его рассмотрения. Об этом сообщают "Ведомости", ссылаясь на сообщение антимонопольного ведомства.

Также заявка подана на "дочки" группы: "С-Клуб", "Связной логистика", "Связной страхование", "Связной загрузка", "Мобильный телекоммуникационный сервис" и "Эксплей".

"Решения о сделке нет, совет директоров "МТС" ее не рассматривал", - сказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. "МТС" в числе инвесторов, с которыми "Связной" ведет переговоры, говорит представитель группы Мария Заикина, напоминая: основной владелец группы Максим Ноготков уже полтора года ведет переговоры о продаже части бизнеса, чтобы привлечь средства в развитие ряда своих проектов.

Оценки всего "Связного" (включая сеть салонов связи и "Связной банк") доходили до 1.5 млрд долл., предполагалось, что инвестор вложит как минимум 300 млн долларов и примет на себя долг в 500-600 млн долл., рассказывали источники издания.

О переговорах Ноготкова с "МТС" в июле 2014 г. сообщал "КоммерсантЪ" — правда, по информации его источника, речь шла о покупке доли (49%) только в сети салонов связи.

На конец 2013 г. чистый долг ритейлера "Связной" составлял около 9 млрд руб., выручка — 108 млрд руб. (данные управленческой отчетности).

В 2011 г. Svyaznoy N.V. (головная компания группы) думала об IPO на Лондонской бирже, затем — о частном размещении. Среди вероятных покупателей назывались "Сбербанк CIB", владелец Access Industries Леонард Блаватник, группа "Онэксим".

"МТС" стала для "Связного" основным оператором-партнером после того, как в конце 2012 г. "Вымпелком" увеличил до 50% долю в главном конкуренте "Связного" — "Евросети", а другие 50% купил "Мегафон". Вскоре оба оператора прекратили продажу в "Связном" sim-карт и прием платежей (позже продажа контрактов возобновилась, но в меньших масштабах, чем прежде).

Выгоды от покупки "Связного" для "МТС" неочевидны, считает аналитик "Сбербанк CIB" Анна Лепетухина. Сделка могла бы позволить "МТС" сэкономить на привлечении абонентов — этим руководствовались "Вымпелком" и "Мегафон", покупая "Евросеть", но стоимость привлечения в последнее время и так сильно снизилась, а у "МТС" еще и большая собственная сеть салонов. В розничной сети "Связной" 3,200 салонов связи, у самой "МТС" — 3,979 (на конец июня 2014 г.), в том числе 2,768 собственных. Зато в мультибрендовую сеть приходят абоненты разных операторов, объяснял ранее источник, близкий к "МТС". Кроме того, "Связной" мог бы помочь "МТС" улучшить условия закупок оборудования за счет больших объемов, добавляет Лепетухина.

В группу "Связной" входит и "Связной банк", вышедший на рынок в 2010 г. Изначально Ноготков делал ставку на безналичные расчеты: всего за пару лет банк успел выдать карты около 2 млн человек. За первый год бизнес банка более чем утроился, что привлекло внимание регулятора — с конца 2011 г. банк полтора года находился под ограничениями ЦБ. А в 2013 г. проблемы начались уже у всего рынка необеспеченного розничного кредитования — начался массовый невозврат кредитов, значительную долю прибыли банков съедали растущие резервы по потерям и жесткие требования ЦБ. Общие инвестиции в банк превысили 12 млрд руб., говорил Ноготков в начале 2014 г. Чтобы соответствовать новым требованиям ЦБ, банк должен был найти капитал: "без внешних инвесторов, без внешнего капитала банку сложно развиваться активно", объяснял он. По итогам 2013 г. "Связной банк" получил 2.5 млрд руб. убытка по МСФО. Банковский бизнес есть и у "МТС", но заметным игроком на розничном рынке он пока не стал. Интересует ли "Связной банк" "МТС", Солодовников не говорит.

Комментарии отключены.