Деньги в чужом кармане – Владимир Потанин и Олег Дерипаска заработают на скандале с Volkswagen до 1.5 млрд долларов

Москва, 9 октября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/

"Норильский никель" Владимира Потанина и Олега Дерипаски, а также южноафриканские Anglo American Platinum, Impala Platinum, Lonmin — ведущие производители металлов платиновой группы, используемых в нейтрализаторах выхлопных газов для автомобилей — в 2016 году могут дополнительно заработать 1.5 млрд долларов из-за скандала вокруг дизельных двигателей Volkswagen. Об этом пишут "Известия".

Как сообщил СМИ председатель правления немецкого автоконцерна Маттиас Мюллер, на этой неделе концерн внесет в федеральное министерство транспорта страны техническое решение по автомобилям, выхлопы которых превышают установленные в США нормы.

— Если его примут, то мы закажем запчасти. Если всё пойдет по плану, то в январе 2016 года мы начнем ремонт машин. До конца 2016 года все концерн должен привести в порядок все проблемные автомобили.

При этом Мюллер выразил надежду, что таких автомобилей во всем мире будет меньше, чем 9.5 млн, в которых установлены "грязные" дизельные двигатели, "но всё равно их будет очень и очень много". По его словам, в большом количестве машин будет заменено программное обеспечение, а в некоторых потребуется более серьезное вмешательство в "железо" автомобиля.

— Конечно, это будет сделано бесплатно для клиентов, — добавил он.

Эксперты сомневаются в том, что замена программного обеспечения поможет решить проблему выбросов — поскольку авто с проблемными дизелями "не в состоянии соответствовать требованиям по выбросам", подчеркнул представитель немецкого авторынка на условиях анонимности. Он сказал изданию, что скорее всего, на экологически грязных дизелях будут устанавливать более качественные каталитические нейтрализаторы выхлопных газов. Директор центра автомобильных исследований университета Дуйсбурга-Эссена (Германия) Фердинанд Дуденхоффер также уверен в масштабной ремонтной программе.

— Немецкому автоконцерну, которому грозит штраф в США в размере 18 млрд долларов, для исправления положения необходимо менять каталитические нейтрализаторы на всех дизельных моторах проблемных автомобилей. Cумма затрат такой замены на один автомобиль составляет от 1 тыс. до 1.5 тыс. евро, — сказал он.

По оценке Дуденхоффера, проблемных дизельных машин в Европе может быть от 8 млн до 9 млн штук, и хотя в Европе официальных претензий еще не выдвигалось, компания захочет вернуть лицо: ранее она публично признала свою вину. Впрочем, например, в Швейцарии концерну уже запретили продавать автомобили с вероломными счетчиками. Кроме того, немецкие эксперты убеждены, что опальная техника VW не соответствует стандартам "Евро-5" (введен в ЕС в 2009 году), что также диктует необходимость масштабной сервисной акции.

Представитель Volkswagen Михаэль Ланге в Германии не ответил на запрос "Известий", в каком количестве автомобилей концерн будет менять "железо" и идет ли речь о замене именно каталитических нейтрализаторов.

В сентябре американские власти обвинили Volkswagen в том, что он устанавливал программное обеспечение для своих четырехцилиндровых дизельных двигателей, позволяющее обходить принятые в США нормы по выбросам в окружающую среду. По данным американского госагентства по охране природы, в автомобилях было установлено такое ПО, которое выключало контроль выбросов в атмосферу и очистительную систему при обычной езде и включало, когда происходила проверка состава выхлопа. Разница в показателях достигала 40 раз.

Претензии у американского регулятора возникли к 482 тыс. автомобилям Volkswagen, проданных в США после 2008 года. США начали расследование, капитализация компании сократилась за месяц на 40% (по состоянию на 8 октября она составляет 54 млрд евро). Кроме штрафа на 18 млрд долларов, в перспективах иски от автовладельцев. В черные списки попали следующие модели: Jetta (2009–2015), Jetta Sportwagen (2009–2014), Beetle (2012–2015), Beetle Convertible (2012–2015), Audi A3 (2010–2015), Golf (2010–2015), Golf Sportwagen (2015), Passat (2012–2015).

При производстве каталитических нейтрализаторов для дизельного мотора используется в среднем около 65% платины, около 30% палладия и 5% родия. При производстве нейтрализаторов к бензиновым моторам используется около 90% палладия и около 10% родия. По словам стратега по сырьевым рынкам Дидье Жюльена, в среднем для производства одного автомобильного каталитического нейтрализатора (дизельного/бензинового) необходимо от 2 г до 5 г металлов платиновой группы.

Если при худшем варианте развития событий немецкий автоконцерн будет менять каталитические нейтрализаторы на 8 млн автомобилей, то для производства такого количества устройств может понадобиться до 40 тонн металлов платиновой группы (МПГ). Стоимость такого количества палладия в ценах первого полугодия 2015 года составит около 1 млрд долларов, а платины около 1.5 млрд долларов. Но вопрос в том, что сегодня взять такое количество МПГ на рынке просто неоткуда, новые проекты горно-металлургических компаний требуют времени на разработку. В 2014 году дефицит на рынке и платины и палладия только увеличивался. Это было связано с продолжительными забастовками, которые проводили работники горнодобывающих предприятий южноафриканских Anglo American, Implats, Lonmin требовавших повышения вдвое зарплат.

Следовательно, если немцы начнут менять катализаторы на проблемных дизелях, то цены на платиноиды могут в 2016 вырасти гораздо выше, чем прогнозировалось ранее. Например, весной экономисты Credit Suisse прогнозировали, что цена на палладий в 2016 году достигнет 850 долл., а на платину — 1,425 долл. за тройскую унцию. В сентябре цены на палладий и платину менялись в противоположном направлении, частично отражая опасения инвесторов из-за снижения спроса на дизельные автомобили в мире и повышения спроса на бензиновые.

Палладий за месяц (с 8 сентября до 8 октября) подорожал на Нью-Йоркской бирже (NYMEX) на 122 долл. (+19.26% за тройскую унцию с 586.55 долл. до 708.75 долл.), а платина, напротив, подешевела на 60 долл. (–5.12% с 997 долл. до 937 долл.). При этом цены на другие драгоценные металлы ― золото и серебро ― выросли (+2.47% и +9.07%) соответственно.

Опрошенные изданием горно-металлургические компании, производящие МПГ, высказали мнение, что еще рано говорить о тенденции на рынке в связи со скандалом с автоконцерном VW.

— Сейчас еще очень рано оценивать полное влияние кризиса на ситуацию, потому что VW не озвучил меры, которые компания собирается предпринимать в ответ на кризис и другие автопроизводители также не последовали его примеру. Наша корзина металлов пока остается без изменений; более интересно в долгосрочной перспективе стратегическое и регуляторное воздействие от этого случая. Мы прогнозируем усиление регулирования и ужесточение экологических требований, что положительно скажется на нашем бизнесе. Кризис в германском автоконцерне может быть катализатором для нас, — сказала представитель Implala Platinum Holdings Элис Лоуренс.

— Многие тенденции на рынке металлов сегодня бывают вызваны импульсивными и эмоциональными оценками, а не фундаментальными причинами. Рынок эмоционально отреагировал на новости о несоответствии дизельных автомобилей экологическим требованиям, и до появления информации о причинах несоответствия участники рынка сочли, что это негативно для дизелей и, следовательно, платины, а значит, должно быть положительно для бензина и палладия. Как представляется, делать такие выводы преждевременно, — отметил представитель "Норильского никеля" Петр Лихолитов.

Представители Lonmin и Anglo American не ответили на запрос и звонки издания, в компании "Русская платина" (ее производство составляет 1% от общемирового) от комментариев отказались.

Напомним, что "Норильский никель" является крупнейшим в мире производителем палладия, а также одним из крупнейших — никеля, платины и меди. Владимир Потанин контролирует 30% акций "Норильского никеля", UC Rusal Олега Дерипаски — 28%, Crispian Investments (контролируется Романом Абрамовичем) — 6%, "Металлоинвест" — 3%, еще 33% акций компании находится в свободном обращении.

Например, в июне 2015 года контракт на поставку МПГ "Норильский никель" подписал с американской химической группой BASF. По условиям контракта продукция "Норникеля" будет поставляться на заводы BASF для использования в производстве каталитических нейтрализаторов выхлопных газов, а также химических катализаторов, другие условия контракта не раскрывались. По сообщениям СМИ, одним из условий контракта была предоплата на 300 млн долл.

По итогам 2014 года в структуре выручки "Норникеля" на никель пришлось 43%, на медь — 23%, на палладий — 21%, на платину — 8%, и на прочие металлы 5%.

Другие новости

16.10.2015
08:05
ПОВТОР - ОБЗОР: Большинство компаний РФ справится с финансированием долга в 2016 г – Moody`s
15.10.2015
20:31
ОБЗОР: Большинство компаний РФ справится с финансированием долга в 2016 г – Moody`s
15.10.2015
12:51
USM Holdings Алишера Усманова и партнеры инвестируют около $100 млн в развитие киберспорта
11.10.2015
12:31
Инвесторы из ОАЭ вместе с РФПИ готовы инвестировать в проекты "Росатома" и ОЗК - Кремль
09.10.2015
13:00
Деньги в чужом кармане – Владимир Потанин и Олег Дерипаска заработают на скандале с Volkswagen до 1.5 млрд долларов
25.09.2015
20:57
"Металлоинвест" выделяет оператора Удокана в новую холдинговую компанию
25.09.2015
16:08
"Металлоинвест" намерен сократить производство концентрата в пользу окатышей
25.09.2015
16:02
Медведев пообещал поддержку металлургам в непростой экономической ситуации
25.09.2015
14:42
"Металлоинвест" запустил на Михайловском ГОК обжиговую машину стоимостью свыше 16 млрд руб
Комментарии отключены.