Москва, 7 сентября. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Новый глава ОАО "РЖД" Олег Белозеров, сменивший Владимира Якунина, впервые объявил о реформах в монополии: за полтора года создадут новую систему грузовых тарифов. Как пишет "КоммерсантЪ", до сих пор основным подходом ОАО "РЖД" было повышение тарифов, в частности, на выгодные экспортные перевозки.
Как новое руководство монополии видит цель реформы, не поясняется, но потребители уже требуют как минимум снижения тарифов, а в перспективе — и лишения ОАО "РЖД" функций перевозчика.
ОАО "РЖД" планирует за три месяца "выработать новые тарифы" на грузоперевозки, заявил в пятницу на Восточном экономическом форуме глава монополии Олег Белозеров, уточнив, что для перевозок с Дальнего Востока работу можно ускорить. По его словам, в целом работа над тарифной системой может занять полтора года. Заявления прозвучали после поручения Владимира Путина "подготовить конкретные меры" по снижению транспортных издержек бизнеса на Дальнем Востоке "в рамках текущего бюджета". Но конкретизировать планы ОАО "РЖД" Олег Белозеров не стал, не сделали этого и в пресс-службе компании.
Индексация тарифов ОАО "РЖД" в 2015 году была выше, чем у других госмонополий (10% против 7.5%), и вызывала недовольство грузоотправителей. А с начала года ОАО "РЖД" ввело экспортную надбавку в 13.4% в рамках "тарифного коридора" (монополия имеет право снижать или повышать тариф), ее снизили только на перевозки энергоугля — до 1.4%. Попытки "Русала" и производителей железорудного сырья (Evraz, "Металлоинвест") добиться скидок не удались. В ОАО "РЖД" настаивали на большей индексации на 2016 год: в июне Владимир Якунин (возглавлял монополию до середины августа) говорил о 17.7%. При этом Дмитрий Медведев, объявляя о назначении Олега Белозерова, указал, что "первый момент — это бюджет и инвестиции с учетом достаточно сложных параметров нынешнего состояния экономики и доходов ОАО "РЖД"".
Глава управления антимонопольного и тарифного регулирования транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг сказал изданию, что служба поддерживает инициативу Олега Белозерова и давно выступает за коррекцию как прейскуранта монополии, так и подходов к его формированию. Срок в полтора года господин Рутенберг назвал приемлемым, уточнив, что в последнее время детально тему не обсуждали и пока сложно сказать, за счет чего можно изменить тарифы. В Минтрансе на запрос газеты не ответили.
У железнодорожных операторов и потребителей свои представления о реформе тарифов. Источники среди операторов говорят, что основное пожелание — гибкость внутри тарифного коридора, оперативное реагирование на рыночную ситуацию. Согласование изменений занимает много времени и уровень тарифа перестает отвечать текущей ситуации, поясняют они. В "Русале" изданию заявили, что конкурентоспособность железных дорог снижается, за последние десять лет доля автоперевозок для компании росла на 5-10% в год, а с 2015 года после общего роста тарифа на 24.5% стали привлекательны речные и автоперевозки и на расстояние свыше 2.5 тыс. км. Вице-президент по логистике "НЛМК" Сергей Лихарев говорит, что текущие тарифы ОАО "РЖД" не устраивают ни "НЛМК", ни участников отраслевого объединения "Русская сталь", ни других ключевых грузоперевозчиков. За последние годы доля транспортных расходов в себестоимости продукции выросла до 17%, замечает он.
Кроме того, топ-менеджер считает, что устарел принцип тарификации грузов по классам, когда перевозчики продукции высоких переделов субсидируют перевозку сырья. Он предлагает ликвидировать разделение грузов на классы, это "позволит металлургам сэкономить 3-5% расходов на перевозки". В "Русале" предлагают либо отказаться от перекрестного субсидирования, либо, например, привязать тариф к биржевым показателям (цены на алюминий определяются на Лондонской бирже металлов).
Но совет потребителей услуг ОАО "РЖД" при правкомиссии по транспорту более радикален. В утвержденных им 3 сентября предложениях по целевой модели рынка до 2020 года предложен "конкурентный рынок перевозок" (либерализация локомотивной тяги, против чего было ОАО "РЖД") с тем, чтобы к 2018 году на монополию приходилось около 80% перевозок. Предлагаются долгосрочные тарифы и параметры "сетевого контракта" (возмещение государством ОАО "РЖД" разницы между установленным и экономически обоснованным тарифом на участке), а в 2018-2020 годах — сохранение за ОАО "РЖД" инфраструктурной деятельности с передачей перевозок дочерней структуре. Развитие инфраструктуры будет финансироваться бюджетом, считают в совете, а содержание — инфраструктурным тарифом на рентабельных участках или тарифом и сетевым контрактом — на убыточных.
Комментарии отключены.