Алкогольный рынок России в 2012 году: старые игроки и новые правила

МОСКВА, 26 дек - Прайм. Прошедший год был не слишком богат для отечественных рынков табака и алкоголя на громкие сделки, смелые инвестиционные планы и вывод новых продуктов на рынок, что объясняется существенными изменениями в регулировании отрасли - компании замерли в ожидании того, как будет решаться их судьба, поэтому нехватка активности со стороны бизнеса легко компенсируется масштабными действиями властей - агентство "Прайм" вспомнило самые существенные из них.

ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА

С 1 июля алкогольная отрасль РФ начала жить по правилам, введенным принятыми в июле 2011 года поправками к федеральному закону, регулирующему алкопромышленность.

К концу года можно констатировать, что, несмотря на пессимистичные прогнозы, серьезных потерь производителям алкоголя избежать удалось: взбудораживший пивную отрасль еще в прошлом году вопрос о запрете ПЭТ-тары для розлива пива в этом году был окончательно закрыт - "пластик" решили не запрещать. Миновали лишения и виноделов, опасавшихся, что с 1 июля им придется остановить производство из-за отсутствия новых акцизных марок на продукцию - в итоге правительство разрешило использовать старые марки в производстве до 1 января 2013 года. А вот производители сидра и медовухи все-таки пострадали - их производство встало в середине года, а профильный закон, регулирующий производство "ненароком" попавших под обязательное лицензирование традиционных напитков брожения, удалось принять в Госдуме только к началу зимы.

Также в этом году был принят закон, запрещающий рекламу алкогольной продукции в интернете и в печатных изданиях. Правда, последние получили отсрочку до 1 января 2013 года для выполнения обязательств перед рекламодателями. С нового года реклама спиртного будет запрещена в печатных СМИ, телевидении, радио, интернете, на рекламных конструкциях, на всех видах транспорта, а также на расстоянии менее 100 метров от детских, образовательных и медицинских учреждений.

Надежды потребителей и бизнеса не увенчались успехом - крепкий алкоголь в России будет дорожать, причем темпы роста минимальной розничной цены превысят запланированный рост акцизов: так, с 1 января Росалкогольрегулирование (РАР) предлагает ввести нижнюю ценовую границу на поллитровую бутылку водки в 170 рублей, что на 36% выше, чем на конец года. Также РАР заявило о планах на распространение контроля над оборотом спиртного не только в сегменте дистрибьюции и производства, но и в рознице - в настоящее время регулятор проводит тестовые испытания компьютерной системы, которую в дальнейшем планируется распространить на все магазины страны.

Также РАР предложило правительству меры по облегчению деятельности малых крестьянских хозяйств, занимающихся виноделием, и ввести минимальные розничные цены на игристые вина. Грузинские вина, несмотря на переговоры на высоком уровне между странами, так и не вернулись на прилавки российских магазинов. С другой стороны, Роспотребнадзор наложил ряд ограничения на торговлю настойками и иными крепкими спиртными напитками из Чехии - так служба отреагировала на массовые отравления нелегальным алкоголем в стране.

Серьезные изменения ожидают немногим менее половины от населения страны - правительство и Минздрав решили кардинально разобраться с проблемой курения. Законопроект, разработанный ведомством под управлением Татьяны Голиковой, предусматривает запрет на курение в общественных местах и продажу сигарет в ларьках, запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса курения в новых аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей. Законопроект был принят Госдумой в первом чтении.

СОБЫТИЯ БИЗНЕСА

Компания "Абрау-Дюрсо" стала первым в России публичным производителем шампанских вин - в апреле компания провела "пробное" IPO, в планах шампанского дома изучение спроса на акции и возможное дальнейшее привлечение средств через размещение на бирже.

Датская Carlsberg заявила о намерении потратить до 1,2 миллиарда долларов на выкуп 15% акций «Пивоваренной компании «Балтика». В конце ноября Carlsberg стала владельцем 100% "Балтики".

Корпорация "Русский стандарт" пришла в июле на выручку терпящему финансовых крах польскому алкогольному гиганту CEDC, в России оперирующего через свою "дочку" "Русский алкоголь". Тогда компании подписали соглашение по объявленному в апреле плану стратегического партнерства: так, "Русский стандарт" через дистрибьюторскую компанию Roust Trading Limited выкупит новые облигации польской компании общей номинальной стоимостью до 210 миллионов долларов со сроком погашения в июле 2016 года и средневзвешенной процентной ставкой в 6%. Это позволит CEDC рефинансировать облигации с погашением в 2013 году и ставкой 3%. Основатель холдинга "Русский Стандарт" Рустам Тарико стал временным президентом CEDC и недвусмысленно дал понять, что готов побороться за власть над компанией.

Компания Nemiroff, ослабившая свои позиции на рынке из-за перебоев с отгрузками продукции по причине акционерного конфликта, расколовшего одного из крупнейших украинских производителей водки, в конце года все-таки запустила выпуск водки на российских мощностях и анонсировала полномасштабное возвращение на рынок РФ.

В следующем году на российском рынке могут массово появиться китайские сигареты – табачный производитель Hongta Group в 2012 году вел переговоры с «Донским табаком» о выпуске своей продукции в России.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.