МОСКВА, 2 мая - РИА Новости. Президент России Дмитрий Медведев во время президентства не вмешивался в оперативную работу правительства Владимира Путина, однако всегда при необходимости инициировал или вмешивался в затянувшиеся споры и оставлял за собой контроль за выполнением тех решений, которые он лично объявлял, рассказал в интервью РИА Новости помощник президента России Аркадий Дворкович, подводя экономические итоги президентского срока Медведева.
Медведев, давний соратник президента России Владимира Путина, который занимал этот пост в 2000-2008 годах, назначил Путина премьером сразу после своей инаугурации. По мнению многих политологов, если до Путина должность премьера носила технический характер, поскольку он лично решал многие вопросы, относящиеся к компетенции правительства, то при Путине-премьере Белый дом стал реальным центром политической власти, мало в чем уступающий Кремлю. При этом по Конституции, если президент отвечает за все вопросы, связанные с обороной, безопасностью и внутренней политикой, то в сфере компетенции правительства – оперативное управление экономикой.
«Не сильно. Только по тем вещам, которые сам называл в качестве приоритета. Тогда он это, естественно, отслеживал, смотрел, но избыточного вмешательства не было. Его и не должно быть», - сказал Дворкович о степени вмешательства Медведева в деятельность правительства.
МЕДВЕДЕВ ПРЕРЫВАЛ ЗАТЯНУВШИЕСЯ ДИСКУССИИ
При этом Медведев неоднократно выступал арбитром или участником чисто экономических споров. Одним из самых ярких моментов такого рода стало вмешательство в спор вокруг единого социального налога (ЕСН).
Несмотря на несогласие бизнес-сообщества с существенным увеличением налоговой нагрузки, власти в условиях растущего с каждым годом дефицита Пенсионного фонда пошли на непопулярные меры и с 2010 года заменили ЕСН страховыми взносами. С 2011 года страховые взносы для большинства предприятий выросли до 34%. При этом для малого бизнеса, занимающегося производственной и социально значимой деятельностью, ставка страховых взносов в 2011-2012 годах осталась на уровне 26%. Российский союз промышленников и предпринимателей попросил правительство распространить льготные ставки на более широкий круг секторов малого предпринимательства, а переходный период продлить до 2020 года. Дмитрий Медведев поручил правительству РФ подготовить предложения о снижении страховых взносов с 2012 года.
По словам Дворковича, ситуация с ЕСН была сложной. Вначале, по его словам, Медведев согласился с повышением ставок, поскольку оно позволяло решить вопрос с выполнением социальных обязательств. Однако в кризис бизнес стал жаловаться, что с такими ставками они работать не могут.
«Кризис к этому моменту уже начал спадать, в правительстве началось обсуждение, до какой степени можно понизить ставки. И действительно очень долго не могли договориться. А решение принимать уже нужно было. И президент также считал, что у нас есть возможность принять решение: пусть не радикальное, пусть компромиссное, но принимать его нужно. И вынужден был вмешаться и принять решение», - сказал Дворкович.
В итоге решено было ставки снизить.
«Меньше, чем, может быть, хотелось бы предпринимателям. Но для Минфина и оно было не очень-то приятным. Но это был некий компромисс, который был достигнут», - сказал он.
С 2012 года совокупная ставка страховых взносов была понижена до 30% от фонда оплаты труда, если зарплата работника не превышает 512 тысяч рублей в 2012 году и 573 тысяч рублей в 2013 году. Если зарплата выше этого порога, то дополнительный тариф страховых взносов, который будет уплачиваться в Пенсионный фонд России, составит 10% с сумм превышения предельной величины выплат. При этом оговаривалось, что эта ставка будет действовать во время переходного периода - 2012-2013 годы, в течение которого будет принято решение о будущем страховых взносов.
Дворкович не исключил, что в будущем могут быть приняты новые решение в этом направлении.
«Можем ли мы сделать шаги в этом направлении - посмотрим со временем. Пока идет дискуссия», - сказал он.
ЧТО ВОЛНОВАЛО МЕДВЕДЕВА: ПРИВАТИЗАЦИЯ, КУРС, НЕЗАВИСИМЫЕ ДИРЕКТОРА
По словам Дворковича, Медведев также участвовал в дискуссиях о валютной политике в период кризиса 2008 года, хотя никаких жестких указаний Центробанк не получал: «Но чтобы смодерировать это обсуждение, президент вмешивался и лично принимал в этом участие».
По его словам, в вопросы, относящиеся к компетенции правительства, Медведев вмешивался, если затягивалось решение по важным, по его мнению, проблемам.
«Каждый раз выбирались какие-то приоритетные вещи, которые казались наиболее важными с точки зрения президента. Он же видел, что правительство работает, в целом процесс идет нормально, и решения принимаются. Но всегда были какие-то сферы, где слишком долго тянулся процесс, где вмешательство было необходимо», - сказал помощник президента.
В примеры он привел закон об охране здоровья граждан, обсуждение которого стало «бесконечным», приватизацию, которая, по оценке Дворковича, в какой-то момент полностью остановилась, и выход чиновников из состава совета директоров крупных компаний.
«Замены чиновников в составах директоров. Он сам смотрел списки. Формально написано, что администрация должна согласовывать, но, конечно, когда речь идет о чем-то, о чем заявил президент и пообещал всем, что это будет сделано, его личная вовлеченность очень важна», - сказал Дворкович.
НЕПРОСТОЙ ВОПРОС ГОСКОРПОРАЦИЙ
По оценке Дворковича, преобразование госкорпораций, о котором объявил президент в рамках политики уменьшения влияния государства на экономику, идет сложнее, чем предполагалось вначале.
В 2009 году в послании Федеральному собранию Медведев назвал существование госкорпораций в их нынешнем виде бесперспективным и заявил, что те из них, которые работают в конкурентных секторах экономики, должны быть преобразованы в акционерные общества, а созданные на определенный период после выполнения ими задач будут ликвидированы.
«По тем корпорациям, где есть конкретный срок, типа "Олимпстроя", никаких иных решений не принимается. Ну понятно, есть люди, которые сейчас уже говорят, давайте "Олимпстрой" сохраним и на будущее. И здесь без четкой позиции президента не обойтись», - говорит Дворкович.
По его словам, вопрос с преобразованием "Ростехнологий", которые объединяют ряд активов в различных отраслях промышленности и ВПК, идет «очень медленно, со скрипом».
Целью деятельности государственной корпорации "Ростехнологии" является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности. В корпорацию входят 28 холдингов в оборонной и гражданской отраслях промышленности и около 600 предприятий.
«Правительство пока что убедило президента, что им еще необходимо какое-то время, но ограниченное, для согласования. Но они не отказываются от преобразования, от того, чтобы завершить процесс. Но они знают, что президент за этим следит, и что он не отступится. Он повторял им это не раз", - сказал Дворкович.
Минэкономразвития РФ в соответствии с утвержденным правительством в декабре 2010 года планом-графиком мероприятий по преобразованию и ликвидации госкорпораций и государственной компании "Автодор" подготовило соответствующий законопроект. Однако в октябре прошлого года заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Исаев, комментируя итоги обсуждения документа на заседании подкомитета, заявил, что законопроект нуждается в доработке, поскольку в нем, "по сути, идет речь о формальном переименовании госкорпораций".
Полный текст интервью читайте на сайте РИА Новости ria.ru.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.