Москва, 22 декабря. /МФД-ИнфоЦентр, MFD.RU/
Доля государственных банков на рынке привлечения корпоративных средств с 1 января по 1 декабря 2015 года выросла с 63.9% до 67.6%, а доля частных — сократилась с 36.1% до 32.4%. Об этом пишут "Известия", ссылаясь на данные ЦБ РФ.
Еще на 1 января 2014 года показатель госбанков составлял 61.1%, следует из статистики Центробанка ("Депозиты и прочие привлеченные средства юрлиц, кроме кредитных организаций").
В абсолютных значениях объем депозитов, размещенных юрлицами в российских банках, с начала января по конец ноября вырос на 7.6%, до 18.3 трлн рублей: средства в банках с госучастием увеличились на 14%, до 12.4 трлн, частных банков — упали на 20%, до 5.9 трлн. Таким образом, можно говорить об усилении перетока средств российского бизнеса в госбанки.
Лидерами по объему привлеченных корпоративных средств стали "ВТБ" (+831.3 млрд рублей), "Сбербанк" (+381.1 млрд), "Россельхозбанк" (+267.4 млрд). В топ-10 (см. инфографику) вошли также другие банки с госучастием ("Связь-банк", "Ак Барс", "Новикомбанк", "Татфондбанк", "ВБРР", "Абсолют Банк", "Еврофинанс-Моснарбанк": привлекли с начала 2015 года в совокупности 233.6 млрд рублей). Десятка лидеров (в этих банках не ответили на запросы) с 1 января по 1 декабря 2015 года увеличила объем привлеченных корпоративных средств на 1.7 трлн рублей, фактически обеспечив динамику. Всего в России 26 банков с госучастием.
— Существенные перетоки из частных банков в государственные связаны не столько с текущим кризисом в экономике, но и с ужесточением политики регулятора, — комментирует управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев. — Многие компании уже просто боятся частных банков как класса, потому что не уверены, что стандартные методы оценки их рисков (анализ финпоказателей из отчетности, кредитные рейтинги, история и положение банка на рынке) могут реально помочь в выборе банка. Проще перейти в госбанк, даже если условия менее выгодны. Слишком много историй потерь средств, и их число растет. Я бы не стал связывать это именно с проявлениями кризиса: всё же за последние 3 года было мало случаев фактических дефолтов и неплатежеспособности банков, но при этом много отзывов лицензий. Иначе говоря, в острую фазу кризиса (как например, в 1998 году, осенью 2008-го, в конце 2014 года) банки реально испытывали сильные проблемы с ликвидностью и не могли исполнять обязательства.
Денис Агарков, директор центра по работе с крупными корпоративными клиентами Бинбанка, отмечает, что еще одной причиной усиления динамики перетока стало изменений законодательства в части банковского обслуживания гособоронзаказа (ГОЗ). С гособоронзаказом работают девять уполномоченных банков: "Сбербанк", "ВТБ", "Газпромбанк", "Банк Москвы", "Россельхозбанк", "Российский капитал", банк "Россия", "Новикомбанк" и "ВЭБ" — расширять этот список власти пока не собираются.
— По сути, весь ГОЗ перевели на обслуживание в государственные банки, — поясняет Агарков. — Государство, как всегда, решает вопрос выборочно — и в пользу государственных банков.
Начальник аналитического управления банка "БКФ" Максим Осадчий говорит, что переток средств предприятий в банки с госучастием связан с массовым отзывом лицензий у частных банков (с начала года регулятор закрыл 93 банка — это рекорд с конца 1990-х годов; в июне регулятор предупреждал, что под наблюдением находятся 150 банков).
— Другая причина состоит в том, что в условиях кризиса у банков с госучастием свободнее доступ к госресурсам, у них больше возможностей предоставлять кредиты предприятиям, — указывает аналитик. — Кроме того, государство побуждает государственные организации и предприятия обслуживаться в госбанках, так как многие госструктуры потеряли большие деньги в разорившихся частных банках. У "Роскосмоса" зависли десятки миллиардов рублей в санируемом "Фондсервисбанке". В "Нота-банке", который лишился лицензии в ноябре 2015 года, были открыты счета оборонно-промышленных предприятий примерно на 20 млрд рублей.
Управляющий партнер компании "Инвесткафе" Иван Кабулаев добавляет, что еще одной причиной тренда стала "гибель малого и среднего бизнеса", которые являются основными клиентами частных банков за пределами топ-100 по активам, а также общее снижение оборотов частного бизнеса на фоне стабилизации государственного (убытки бизнеса в кризис превысили 5 трлн рублей). В результате компании спасают деньги в банках с госучастием — даже с учетом того, что они предлагают меньшую доходность по депозитам. Так, ставки по депозитам для юрлиц в госбанках находятся на уровне 10–12% годовых; в частных они доходят до 15–17% годовых.
— Госбанки, как правило, предлагают обычно ставки размещения средств на 2–4 процентных пункта ниже, чем частные крупные и средние банки, в принципе это стандартный размер "премии за риск", — отмечает Самиев. — Другой вопрос, что всё больше предприятий, которые считают риск частных банков запредельным, и это очень плохо для всей российской банковской системы. Дальнейшая концентрация средств в госбанках сделает частный банкинг еще более рискованным, а это в долгосрочной перспективе очень сильно ударит по конкуренции, качеству сервиса.
Как напомнила управляющий партнер аудиторской компании "2К" Тамара Касьянова, программа по страхованию вкладов, участниками которой является большинство российских банков, всё же оставляет частным игрокам возможность для привлечения средств, и "розничного" перетока в госбанки не наблюдается.
— Ставки в частных банках также выше на 2–4 п.п., вложения застрахованы, в отличие от средств юрлиц, которые при банкротстве банка встают в третью очередь кредиторов и не могут рассчитывать на возврат средств, — говорит Касьянова. По ее словам, бизнес реагирует на стрессы более активно, чем клиенты-физлица: риски заморозки денег на счету прямо связан с риском дефолта самой компании.
Партнер компании "Делойт" (СНГ) Сергей Неклюдов отметил, что в итоге размер банка и его принадлежность к крупнейшим и стратегически важным для российской банковской системы важнее формы собственности и конечного бенефициара. Агарков считает, что ЦБ стоит определять требования к банкам, которые могут работать с государственным деньгами (в список должны входить не только банки с госучастием), а также дополнительно контролировать банки, в которых сумма депозитов юрлиц превышает 3% от баланса банка.
Комментарии отключены.