ОБЗОР: Госдума приняла во II чтении законопроект о публично-правовых компаниях в РФ

МОСКВА, 21 июн - РИА Новости. Госдума приняла во втором чтении законопроект о публично-правовых компаниях в РФ, определяя их правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Третье чтение запланировано на 22 июня.

Документ вводит в правовую систему России новую организационно-правовую форму некоммерческой унитарной организации - публично-правовая компания (ППК), которая по своей сути является хозяйствующим субъектом, наделенным государством определенными властными полномочиями.

Согласно проекту закона, ППК - это унитарная некоммерческая организация, созданная РФ, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера, действующая в интересах государства и общества. При этом РФ не отвечает по обязательствам такой компании и наоборот.

Конкретная ППК может быть образована на основании федерального закона или указа президента РФ и действовать на основании решения о ее создании и утверждаемого правительством РФ устава. Допускается создание ППК путем реорганизации акционерного общества со 100-процентным участием РФ, госкомпании, госкорпорации, за исключением Внешэкономбанка, АСВ, Ростеха, Росатома и Роскосмоса.

ЦЕЛИ И ИНВЕСТИРОВАНИЕ ППК

ППК создается в целях проведения госполитики, предоставления госуслуг, управления госимуществом, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, осуществления контрольных, управленческих и иных общественно полезных функций и полномочий в отдельных сферах и отраслях экономики.

Такие компании могут создаваться и для реализации особо важных проектов и госпрограмм, в том числе по социально-экономическому развитию регионов, а также для выполнения иных функций и полномочий публично-правового характера. На лиц, замещающих должности в ППК, будут распространяться запреты на открытие счетов (вкладов) в иностранных банках и владение иностранными финансовыми инструментами, а также другие ограничения, существующие для работников госкорпораций.

Инвестирование временно свободных средств ППК должно осуществляться на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности.

Перечень разрешенных активов, порядок и условия инвестирования временно свободных средств, порядок и механизмы контроля, формы отчетов об инвестировании и сроки их опубликования на сайте ППК будут определяться в установленном правительством РФ порядке.

УПРАВЛЕНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ОТЧЕТНОСТЬ

Органами управления ППК являются наблюдательный совет, генеральный директор, а также правление в случае, если его создание предусмотрено решением о создании такой компании. При наблюдательном совете создается комитет по аудиту и другие комитеты. ППК должна создать систему внутреннего контроля и службу внутреннего аудита. Такая компания вправе открывать представительства, создавать филиалы, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе за рубежом, принимать участие в российских и иностранных организациях, участвовать в ассоциациях (союзах).

Основным документом планирования деятельности ППК является утверждаемая наблюдательным советом стратегия развития компании, определяющая основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты ее деятельности на срок не менее пяти лет.

Годовой отчет ППК должен ежегодно направляться президенту РФ, в Совет Федерации, Госдуму, правительство РФ, Счетную палату РФ, Общественную палату РФ. Предусматривается проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ППК, а также консолидированной финансовой отчетности, если ее составление было предусмотрено решением о создании компании. Аудиторская организация для проведения такого аудита отбирается на конкурсной основе.

Реализация норм законопроекта позволит государству более гибко регулировать экономические отношения в тех сферах деятельности, где отсутствует возможность использования традиционных юрлиц для достижения поставленных государством целей. Ведь в отличие от органов госвласти ППК сможет осуществлять организационно-властную деятельность с широким использованием рыночных механизмов.

Публично-правовые компании достаточно широко распространены в мире. Их собственником обычно выступает государство. ППК проводят в жизнь политику, намеченную органами госвласти, и действуют исключительно в ее рамках. Фактически они являются государственными агентами, действующими в сфере экономики, и создаются государством для регулирования экономических или финансовых проблем регионального или общегосударственного масштаба.

"Необходимость создания ППК обусловлена, в частности, и тем, что интересы частного капитала объективно не могут полностью совпадать с интересами государства, например, при реализации инновационной и промышленной политики, и в большинстве случаев определяются ближнесрочными перспективами", - заявил журналистам глава комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов.

В условиях международной конкурентной борьбы, экономических ограничений "было бы слишком оптимистично надеяться на развитие высокотехнологичных производств и успешную реализацию масштабных инфраструктурных проектов без поддержки и координации со стороны государства", считает депутат.

 

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.