ОБЗОР: РФ и Китай хотят создать общее экономическое пространство от Шанхая до Калининграда

МОСКВА, 8 мая – РИА Новости. Визит лидера КНР Си Цзиньпина в Россию оказался весьма плодотворным: подписано множество документов по углублению сотрудничества в области торговли и экономики, в том числе по газу, однако знаковой стала договоренность о состыковке Евразийского экономического союза и трансевразийского проекта "Экономический пояс Шелкового пути"

Несколько лет назад российское руководство выражало желание создать общее экономическое пространство с объединенной Европой от Лиссабона до Владивостока, однако идея так и не нашла поддержки у европейских лидеров. После резкого ухудшения отношений с Западом в 2014 году из-за присоединения Крыма и конфликта на Украине Россия стала демонстративно разворачиваться на Восток, и Китай на этом направлении стал одним из главных азиатских партнеров.

По итогам встречи с Си Цзиньпином президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что в перспективе речь может идти об общем экономическом пространстве на всем евразийском континенте.

Опрошенные РИА Новости эксперты называют визит лидера КНР в РФ, довольно успешным, однако считают, что о свершившемся повороте РФ на Восток говорить пока рано, поскольку ещё предстоит решить ряд проблем.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОГОВОРЕННОСТЬ

На встрече Путин и Си Цзиньпин подписали совместное заявление об углублении всеобъемлющего партнерства, стратегического взаимодействия и продвижении взаимовыгодного сотрудничества РФ и Китая. Кроме того, лидеры приняли совместное заявление о состыковке Евразийского экономического союза и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта "Экономический пояс Шелкового пути".

Идею строительства нового Шелкового пути, который должен соединить Китай со странами Европы и укрепить сотрудничество с Азией и Африкой, Си Цзиньпин выдвинул еще в 2013 году. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях. Китай рассчитывает при реализации этой инициативы укрепить политические контакты, создать транспортную сеть от Тихого океана до Балтийского моря, сократить барьеры для торговли и инвестиций, расширить системы расчетов в национальных валютах.

Реализация "Экономического пояса Шелкового пути" предполагает создание до нескольких сотен инфраструктурных проектов: железные дороги, автотрассы, проекты в энергетике и индустриальные парки, строительство которых начнется в ближайшие годы в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Пакистане и других соседних с Китаем странах.

По мнению российского лидера, сотрудничество в рамках ЕАЭС и проекта "Экономический пояс Шелкового пути" может в перспективе привести к формированию общего экономического пространства на всем континенте.

"Именно о возможности сопряжения этих интеграционных моделей говорится в подписанном с председателем Си Цзиньпином совместном заявлении. По сути, речь идет о выходе в перспективе на новый уровень партнерства, подразумевающий общее экономическое пространство на всем евразийском континенте", - считает глава российского государства.

Как отметил глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, Россия и Китай в сентябре могут подписать предметное соглашение о реализации совместного проекта Шелкового пути.

"Мы думаем, что выйдем на более или менее предметные договоренности к сентябрю этого года, когда будем отмечать завершение Второй мировой войны и когда глава нашего государства посетит КНР. Для нас это подходящий формат для того, чтобы в присутствии глав государств подписать соответствующие договоренности", — сказал Дмитриев в интервью телеканалу "Россия 24".

"Мы также рассчитываем, что банк развития Китая, и на этот счет мы с ними ведем активный диалог, подключится к взаимодействию банков развития стран Евразийского экономического союза в плане реализации проекта нового Шелкового пути", — отметил глава ВЭБа.

НОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ РФ С КИТАЕМ

То, что Китай и РФ серьезно нацелены на углубление сотрудничества в области торговли и экономики подтвердило в пятницу и то количество соглашений, которые были заключены между российскими и китайскими компаниями по итогам переговоров в Кремле.

В частности, Газпром" и Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC подписали соглашение об основных условиях поставок российского газа в Китай по западному маршруту.

Одни из крупнейших российских электроэнергетических компаний - "Россети" и "РусГидро" - подписали соглашения с китайскими партнерами о создании совместных предприятий, которые займутся проектами в электросетевом комплексе, а также в энергетике российского Дальнего Востока.

Российский фонд прямых инвестиций, Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) и один из крупнейших банков КНР China Construction Bank (CCB) подписали соглашение о создании механизма, который позволит в разы увеличить кредитование компаний РФ китайскими банками.

Сбербанк России" и Государственный банк развития Китая (China Development Bank) заключили соглашение о предоставлении кредитной линии на сумму 6 миллиардов китайских юаней. Также было подписано соглашение между правительствами двух стран о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.

Минтранс РФ, Госкомитет КНР по развитию и реформам и ОАО "РЖД" заключили меморандум о формах сотрудничества и модели финансирования строительства первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Казань.

РАСЧЕТ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Договоренности между Россией и КНР о сотрудничестве в состыковке строительства ЕАЭС и "Экономического пояса Шелкового пути" позволят сторонам реализовать крупные стратегические проекты на долгосрочную перспективу, заявил РИА Новости зампредседателя экономического комитета Совфеда Сергей Шатиров.

"Мы давно говорили о том, что наиболее перспективные рынки находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому Россия и озвучила столь нужные для страны, для экономики крупные инфраструктурные проекты", — отметил сенатор.

Он подчеркнул, что в условиях санкций такие проекты крайне важны, так как они являются стимуляторами экономического роста, так, предусматривается реконструкция БАМа и Транссиба. "Безусловно, такие проекты крайне важны и востребованы и будут востребованы на протяжении длительного периода времени", - уверен Шатиров. Он напомнил, что одним из инициаторов сотрудничества в рамках Шелкового пути была компания "РЖД", которая предлагала свой проект по организации скоростного движения с Запада на Восток.

Кроме того, реализация совместных проектов в рамках ЕАЭС и Шелкового пути открывает большие инвестиционные возможности для развития российского и российско-китайского бизнеса, для взаимодействия сторон на всем пространстве Единого экономического союза. "Заключение подобных договоренностей — это замечательный прорыв в плане экономического сотрудничества и реализации стратегических процессов", — сказал Шатиров.

Как заявил РИА Новости первый замглавы комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников, Китай, состыковывая реализацию проектов Шелкового пути и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Россией, будет сам незримо и неформально членом ЕАЭС.

"То, что сделал Китай в отношении осуществления Шелкового пути, это тоже большой, огромный экономический инфраструктурный проект, который проходит по тем же самым странам, которые так или иначе находятся в Евразийском экономическом сотрудничестве. Китай будет априори являться членом этого содружества, не находясь там", - подчеркнул Калашников.

"Осуществляя такого рода проект, он (Китай) будет сам незримо, неформально присутствовать в членах этого сотрудничества. Это большой прорыв, огромный, на самом деле", — добавил парламентарий.

ТРЕНД НА ВОСТОК

Впрочем, опрошенные РИА Новости эксперты настроены не так оптимистично. Руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского центра Карнеги Александр Габуев позитивно оценивает итоги визита, но при этом призывает не торопиться делать далеко идущие выводы.

"Один визит поворот совершить не может, и успешность этого визита довольно высокая, если ее измерять на фоне реальности, а не на фоне пропагандистских утверждений, что визит судьбоносный и меняет ход событий. За год повысить российский критический товарооборот с Китаем, будучи сырьевой экономикой, или решить все те проблемы, которые на протяжении многих лет не позволяли Китаю инвестировать в Россию, просто невозможно", — заявил он РИА Новости.

Габуев сказал, что подписанные документы хороши своей направленностью на решение этих ключевых проблем и создание инфраструктуры для масштабных китайских инвестиций.

В этой связи эксперт отметил соглашение между Российским фондом прямых инвестиций и китайской компанией CITIC Merchant по созданию долгового механизма, которое поможет привлекать средства по низкой ставке, снижая риски для китайских инвесторов.

Другим важным документом Габуев назвал рамочное соглашение Внешэкономбанка с Эксимбанком о сотрудничестве по проекту электролитического марганца, который подразумевает предоставление кредита китайским банком размером 3,9 миллиардов китайских юаней на срок до 15 лет. "Это движение к дедолларизации торгового оборота, что тоже позитивно", — заявил он.

Говоря о заявлении глав РФ и КНР о взаимодействии Евразийского союза и "Экономического пояса Шелкового пути", Габуев отметил, что это "реально большой шаг вперед".

"Это действительно прагматичный документ. Россия впервые поняла, что Шелковый путь — это не угроза ее позициям в Центральной Азии, это не угроза инициативе ЕАЭС, оба проекта можно сочетать. …Посмотрим, как это выльется на практике в реальные проекты, но основа заложена неплохая", — заявил эксперт.

Замдиректора Школы региональных и международных исследований ДВФУ Артем Лукин согласен с Габуевым в том, что говорить об окончательном развороте Москвы на Восток пока преждевременно.

"Говорить о том, окончательный этот разворот или нет, несколько преждевременно — по той причине, что около половины торговли России все же приходится на Европу. На долю Китая во внешней торговле Российской Федерации приходится только 10%. Когда доля Китая в торговле (с РФ) будет иметь величину, примерно сопоставимую с ЕС - тогда, наверное, можно говорить о том, что разворот состоялся", — сказал Лукин РИА Новости, добавив, что "это случится явно не в ближайшие годы".

"Если говорить о тренде, конечно же, ответ утвердительный: Россия старается развернуться на Восток, и это соглашение об этом свидетельствует", — отметил он.

Для иллюстрации своего тезиса эксперт напомнил о контракте на закупку четырех дивизионов зенитных ракетных систем С-400 "Триумф", который был заключен между КНР и РФ в сентябре 2014 года. "Динамика, безусловно, положительная. Мы наблюдаем углубление и расширение технического сотрудничества, и сделка по С-400 — еще одно тому подтверждение", - констатировал Лукин.

По мнению политолога, визит лидера КНР в Россию, безусловно, иллюстрируют положительную тенденцию в развитии двусторонних отношений. Тем не менее, как предупредил Лукин, Москве надлежит помнить, что в случае дальнейшей экономической интеграции с Китаем Россия с высокой вероятностью будет выступать в роли "младшего партнера".

"Можно декларировать, что Россия и Китай будут координироваться, однако в чем конкретно будет эта координация - пока не понятно. Если эта координация будет, то возникнет следующая проблема: Китай как экономика гораздо сильнее России, и если мы будем экономически интегрироваться, то Россия, скорее всего, будет в этой связке младшим партнером. Здесь есть определенные вызовы, определенные риски, и не совсем понятно, как мы с ними будем справляться", — подчеркнул эксперт.

При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.

Комментарии отключены.