Агентство Standard & Poor's 13 сентября опубликовало результаты исследования информационной открытости, проведенного по 42 российским компаниям, в том числе 18, включенным в фондовый индекс S&P/IFCI, и другим 24 крупнейшим предприятиям России.
Как отмечается сообщении S&P, предоставленном агентству МФД-ИнфоЦентр, хотя на долю указанных 40 компаний приходится примерно 98% общей капитализации фондового рынка России, акции лишь 10 крупнейших из них можно считать ликвидными. "Большинство компаний из этого списка имеют сильно концентрированную структуру собственности, при которой свыше 50% уставного капитала контролируется одним или несколькими взаимосвязанными акционерами", - отметила Юлия Кочетыгова, директор службы рейтингов корпоративного управления московского представительства Standard & Poor's. "Такая ситуация - во многом результат процесса приватизации этих компаний в 90-х годах. Данный тип структуры акционерного капитала во многом определяет уровень прозрачности российских компаний", - добавила Ю.Кочетыгова.
Исследование информационной открытости является исследовательским проектом компании Standard & Poor's. Оно опирается исключительно на открытую информацию и должно рассматриваться отдельно от рейтинга корпоративного управления - аналитического продукта Standard & Poor's, который оценивает качество корпоративного управления компании и предполагает проведение глубокого интерактивного анализа на основе как публично раскрываемой, так и внутренней информации.
Исследование анализирует качество раскрытия информации прежде всего с точки зрения международного инвестора и рассматривает 98 элементов, имеющих отношение к: 1. структуре собственности и отношениям с инвесторами; 2. финансовой и производственной информации; 3. составу и процедурам работы Совета директоров и менеджмента.
Настоящая публикация посвящена результатам четвертого исследования информационной открытости предприятий. Предыдущие исследования охватывали компании, включенные в следующие индексы Standard & Poor's: 1. S&P/IFC Emerging Asia (по развивающимся странам Азии), 2. S&P/IFC Latin America (по странам Латинской Америки), 3. S&P Asia-Pacific 100 (по странам Азиатско-Тихоокеанского региона) и 4. S&P/TOPIX 150 (по Японии).
Исследования основываются на анализе документов - наиболее типичных источников информации для инвесторов: это, как правило, годовые отчеты компаний на английском и национальном языках. В некоторых случаях - в частности, в России - используются отчеты, предоставляемые регулирующим органам, когда таковые являются общеупотребимым источником публичной информации. В настоящем исследовании применялись данные по российским компаниям, доступные по 13 августа 2002 г. включительно.
Исследование демонстрирует различия в степени раскрытия информации российскими компаниями. Так, компании, занимающие две верхние строчки в списке (МТС и Вимм-Билль-Данн), раскрывают более 70% всех необходимых элементов информации, что позволяет поставить их по степени открытости в один ряд со многими западноевропейскими фирмами, а следующие за ними компании: ЮКОС, Вымпелком, Голден Телеком и Ростелеком - раскрывают около 50%. У остальных 36 компаний показатели раскрытия информации существенно ниже. В частности, компании, занимающие три нижние строчки, раскрывают чуть более 10% позиций. Это свидетельствует об очень больших расхождениях в подходе российских компаний к предоставлению информации о себе, что частично связано с особенностями структуры собственности, а также с правовыми, культурными и образовательными особенностями Российской Федерации.
Для сравнения: раскрытие информации у исследованных японских компаний составило 50-75% максимального уровня, а 80% компаний, включенных в индекс S&P Asia-Pacific 100, показали результаты в интервале 40-85%. В России, при более значительном интервале, средний уровень раскрытия информации составил 34%, что ниже, чем у ведущих компаний Азиатско-Тихоокеанского региона, и хуже, чем в развивающихся странах Азии. Его можно сравнить лишь с показателем по Латинской Америке, который пока является наиболее низким среди регионов.
Основные результаты исследования таковы:
1. Самым неблагополучным компонентом оценки качества раскрытия информации является информация о вознаграждении руководства компании (средний балл - 11%). Лишь две компании, Голден Телеком и МТС, предоставляют более 50% необходимых сведений по данному компоненту.
2. Из 42 крупнейших компаний 26 составляют отчетность в соответствии с общепринятыми международными стандартами; но по состоянию на 13 августа 2002 г. только 18 из них опубликовали финансовую отчетность за 2001 г., причем лишь в 14 случаях отчетность сопровождалась полными комментариями.
3. В части раскрытия информации о производственной деятельности 24 компании из 42 предоставили информацию по 50% и более элементов раскрытия.
4. Наиболее прозрачными в России (средний показатель раскрытия информации - 59%) являются компании телекоммуникационной отрасли.
5. Дополнительное исследование, учитывающее также рыночную стоимость российских компаний, показало наличие положительной зависимости между уровнем прозрачности компаний и коэффициентами их рыночной оценки (мы использовали коэффициент P/S, взяв данные по годовым объемам продаж из отчетов российских инвестиционных банков "Тройка" и "Никойл"). Безусловно, прозрачность компании - не единственный фактор формирования стоимости, однако это важный фактор, т.к. повышение прозрачности способно создавать дополнительную стоимость.
По результатам исследования транспарентности российских компаний первое место заняла компания ОАО "МТС" (77%) Далее расположились: 2. Вимм-Билль-Данн (73%), 3. ЮКОС (52%), 4. ВымпелКом (49%), 5. Голден Телеком (49%), 6. Ростелеком (48%), 7. Сибирьтелеком (45%), 8. МГТС (45%), 9. Лукойл (44%), 10. РАО ЕЭС (43%), 11. Северо-Западный Телеком (42%), 12. Норильский никель (42%), 13. Сибнефть (43%), 14.Ленэнерго (39%), 15. Мосэнерго (39%), 16. Башкирэнерго (38%), 17. ЦентрТелеком (38%), 18. Самараэнерго (38%), 19. Аэрофлот (36%), 20. MMK (36%), 21. Сугутнефтегаз (34%), 22. Татнефть (33%), 23. Волга-Телеком (30%), 24. Иркутскэнерго (30%), 25. Уралсвязьинформ (29%), 26. ЮжТелеком (29%), 27. Сбербанк (28%), 28.Балтика (27%), 29. Газпром (26%), 30. ОМЗ (26%), 31. ТНК (26%), 32. Красноярскэнерго (25%), 33.Северсталь (25%), 34. Пермэнерго (23%), 35. Свердловэнерго (31%), 36. Башинформсвязь (21%), 37. ГУМ (19%), 38.Ростовэнерго (17%), 39. Красный Октябрь (15%), 40. Кузбассэнерго (14%), 41. АвтоВАЗ (14%), 42. ГАЗ (10%)
Комментарии отключены.