МОСКВА, 24 мая - РИА Новости. Политика российского правительства, направленная на поддержку развития агропромышленного комплекса и его защиту от влияния рыночных факторов, приведет к росту себестоимости продукции и снижению рентабельности производителей продуктов питания и розничных сетей по всей цепочке поставок этой продукции, говорится в опубликованном в понедельник обзоре международного рейтингового агентства Standard & Poor's.
ЦЕНА ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ПОЛИТИКИ
Эксперты агентства напоминают, что в феврале 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал Доктрину продовольственной безопасности РФ, которая предусматривает, что к 2020 году 80-95% от объема основных потребляемых в стране продуктов питания, таких как зерно, мясо и молоко, должно производиться внутри страны.
Для достижения этой цели правительство уже приняло ряд мер регулирования, в частности, по сокращению квот на импорт мяса, субсидированию процентных ставок по кредитам производителям сельскохозяйственной продукции. Также в конце 2009 года был принят закон о торговле, а в настоящее время правительство руководит переговорным процессом относительно закупочных цен на сырое молоко.
В обзоре отмечается, что данные меры направлены на развитие российского АПК и, как следствие, на повышение безопасности российской системы обеспечения продуктами питания. Вместе с тем, аналитики S&P считают, что сами по себе эти меры регулирования не приведут к понижению рейтингов таких компаний сектора, как владельца крупнейшей в России сети продовольственных магазинов X5 Retail Group N.V. или крупнейшего российского производителя молочной продукции и соков ОАО "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания" (рейтинг обеих компаний: ВВ-, "стабильный/-").
"Это обусловлено тем, что в рейтингах Standard & Poor?s уже учтен определенный страновой риск, отражающий в целом слабую институциональную среду в России (...) Кроме того, мы считаем, что бизнес-модели этих компаний до сих пор демонстрировали достаточную устойчивость, позволяющую абсорбировать негативное влияние деятельности регулирующих органов", - говорится в сообщении.
Вместе с тем, S&P полагает, что протекционистская деятельность, направленная на защиту агропромышленных компаний, вероятно, приведет к сокращению сроков оплаты кредиторской задолженности в продуктовой рознице и снижению рентабельности в не имеющих вертикальной интеграции компаниях пищевой отрасли.
"Мы также считаем, что протекционистские меры регулирования будут в значительной степени способствовать сохранению неэффективности и чрезмерных затрат, а не стимулировать конкуренцию и инвестиции в российском агропромышленном секторе", - отмечается в обзоре.
Аналитики отмечают, что, используя меры регулирования в АПК, направленные на ликвидацию традиционного недофинансирования сельского хозяйства в России, правительство ставит более приоритетной задачей быстрое увеличение объема отечественной продукции по сравнению с более значимыми задачами по созданию основ конкуренции и улучшению инвестиционного климата.
Меры, уже реализованные правительством, помогли крупнейшим компаниям российского агропромышленного комплекса, особенно в мясной отрасли, увеличить объем производства в 2009 году. Тем не менее, в условиях потрясений на мировых кредитных рынках и дефицита ликвидности в конце 2008 года они не смогли поддержать кредитоспособность агропромышленных компаний с очень высоким уровнем долга с краткосрочным графиком погашения, отмечается в обзоре.
"Мы также полагаем, что, по всей вероятности, поддержка агропромышленной отрасли будет оказана за счет переработчиков агропромышленной продукции и ритейлеров и, в конечном счете, за счет потребителей, поскольку неэффективность и чрезмерные затраты в сегменте сельскохозяйственного производства, которое получает защиту от конкуренции, обусловят повышение затрат производителей продуктов питания, окажут давление на показатели рентабельности розничных компаний или будут просто переложены на плечи потребителей", - подчеркивается в обзоре.
С точки зрения аналитиков S&P, протекционистская государственная поддержка создает для агропромышленных компаний стимулы заниматься лоббированием, а не улучшением корпоративного управления, прозрачности и бизнес-процессов. В частности, конфликты интересов групп, лоббирующих интересы АПК и розничной торговли, в отношении закона о торговле, привели к ряду задержек в его реализации.
ИМПОРТНЫЕ КВОТЫ, ЦЕНЫ НА МОЛОКО И СУБСИДИРОВАНИЕ
Также S&P продолжают, что внешнеторговая политика также помогает российским компаниям, в первую очередь, мясного сектора, увеличивать объемы производства.
"В мясной отрасли правительство все больше ужесточает квоты на импорт продукции, пытаясь стимулировать отечественное производство ", - говорится в сообщении.
При этом кроме квот, российское правительство использовало и другие торговые барьеры, например, запрет импорт мяса птицы, обработанного хлором из США, или ограничение импорт молока и молочной продукции из Белорусии, после того как в РФ были приняты новые технические стандарты, отмечают эксперты агентства.
Кроме того, в 2009 году правительство проводило все более протекционистскую торговую политику в сочетании с субсидированием процентных ставок по кредитам сельскохозяйственным производителям, что привело к росту отечественного производства мяса птицы и свинины более чем на 10%.
"По нашему мнению, эти меры государственной политики ведут к улучшению характеристик кредитоспособности таких крупнейших вертикально интегрированных компаний российской мясной отрасли, как котируемая на бирже "Группа "Черкизово" или частная компания АПК "Моссельпром", - отмечают аналитики.
В частности, и "Черкизово", "Моссельпром" и "Мираторг" указали в отчетности рентабельность свыше 10%. Напротив, такие крупные американские производители мяса, как Tyson Foods Inc. и Smithfield Foods Inc., а также европейская перерабатывающая компания Campofrio Food Group S.A. и бразильская JBS S.A., в последние несколько лет демонстрировали рентабельность ниже 10%.
Высокой рентабельности российских компаний способствуют вертикальная интеграция, в частности тот факт, что им принадлежат скотоводческие фермы и предприятия по производству кормов из собственного зерна, поясняют эксперты.
Усиление ограничений на импорт также, по мнению аналитиков S&P, поддерживает показатели рентабельности российских производителей, создавая дефицит предложения. В настоящее время на долю десяти крупнейших компаний в сегментах производства говядины, свинины и мяса птицы приходится всего от 30 до 50% рынка, а значительная часть продукции импортируется. "Мы также видим риск того, что чрезмерная защита от импорта не будет компенсирована достаточным и своевременным увеличением объемов отечественного производства, однако вызовет повышение цен", - добавляется в обзоре.
S&P также напоминает, что правительство РФ руководит переговорным процессом о закупочных ценах на сырое молоко. " Мы полагаем, что правительство рассматривает переговорную силу переработчиков молочной продукции как угрозу отечественным производителям сырого молока", - говорится в сообщении.
Для сравнения: во многих развитых странах существуют такие сельскохозяйственные кооперативы, как фермерский Dairy Farmers of America Inc. в США или Tereos Union de Cooperatives Agricoles a Capital Variable во Франции (производство сахара), которые помогают защищать интересы отдельных фермеров, так как владеют перерабатывающими мощностями или обладают консолидированной переговорной силой. Российские фермеры, как отмечается в обзоре, разобщены и, по нашему мнению, стремятся обращаться к государству за защитой от потребителей.
"По информации, имеющейся у аналитиков Standard & Poor?s, минимальная цена, предложенная производителями молока и поддержанная правительством, выше средней цены за прошлый год; это означает, что ее введение может привести к снижению рентабельности производителей молочной продукции, если повышение цен не будет включено в цену товара для потребителей или компенсировано повышением эффективности", - говорится в сообщении.
В настоящее время аналитики S&P не прогнозируют изменений в уровне поддержки сельского хозяйства со стороны российского правительства, однако отмечают, что "существует неопределенность" относительно сохранения протекционистских тенденций в регулировании АПК в случае изменения политического влияния компаний отрасли или внешнеторговой политики России. При этом в обзоре отмечается, что розничная торговля продуктами питания и производство потребительских товаров входят в число немногих успешных примеров новой рыночной экономики в России, характеризующейся более высокими показателями эффективности и производительности благодаря существованию в условиях среды с высоким уровнем конкуренции.
"Мы полагаем, что в настоящее время правительство рискует нивелировать это достижение, оказывая чрезмерную поддержку агропромышленным компаниям", - подводят итоги эксперты агентства.
При перепечатке и цитировании (полном или частичном) ссылка на РИА "Новости" обязательна. При цитировании в сети Интернет гиперссылка на сайт http://ria.ru обязательна.
Комментарии отключены.